© ИА «Версия-Саратов»
1512
Саратовский филиал ГМВЦ «РОСИЗО» представил новую выставку «Искусство и дизайн», посвященному русскому авангарду. Экспозицию разместили в «Дизайн центре» на улице Чернышевского. Среди элитных предметов декора и мебели зрители смогли увидеть работы Ольги Розановой, Константина Изенберга, Бориса Эрдмана, Оттона Энгельса и других, ставших уже классиками, авторов.
С именем Владимира Татлина (родоначальником конструктивизма и дизайна, создателем модели памятника III-его Коммунистического Интернационала, известной, как «Башня Татлина») связаны самые смелые эксперименты русского искусства XX века. Художники-конструктивисты направили искусство в область функциональности и дали толчок развитию различных форм дизайна — художественное конструирование мебели, посуды, ткани, моделей одежды.
«Это наш третий проект во внемузейном пространстве. Мы открываем новые грани и даем возможность художникам по-новому реализовать себя. Ко мне уже несколько человек сегодня подошли с вопросом — как вам удалось это организовать. А это наш совместный проект — РОСИЗО и «Дизайн центра».
Идея разместить выставку в мебельном магазине, магазине интерьера, а не в выставочном пространстве показывает, что искусство может жить везде, и мы это концептуально доказываем. Здесь очень дорогая элитная мебель, а строители коммунизма считали наоборот, что все должно быть просто. И то, что было 100 лет назад просто, теперь уже совсем не просто. В музее бы эти работы смотрелись совершенно по-другому, а здесь мы их фактически вписали в реальную жизнь. Искусство не должно замыкаться на музее.
У нас выставка полезного искусства. Главная мысль выставки — показать преемственность. Ткань на торшере центра пересекается по стилистике с той, что была придумана 100 лет назад. И это абсолютно модная ткань, новый тренд. Работы искусства и работы дизайнерские на сегодня тесно соприкасаются. Дизайн становится искусством, а искусство дизайном. Искусство — полезно и применимо», — пояснил концепцию выставки директор саратовского филиала ГМВЦ «РОСИЗО» Дмитрий Андреев.
Среди работ классиков конструктивизма логично вписались работы саратовских авторов: живописные работы Екатерины Гольдшмидт, уютные подушки с художественной росписью Леры Шапран, креативное видео от группы «Внутренняя прокрастинация».
Андрей Голубцов представил несколько работ, среди которых мифологические маски из кожи, велостул, силиконовые салфетки и полотна.
«Велостул — работа 2013 года. Мне нравилось создавать технокадавров — совмещать несовместимые вещи, потому что получаются совершенно другие предметы. И эти вещи применимы к жизни. Главное в этом предмете — дизайн.
Следующая — одна из последних работ из серии «Осознанная необходимость». Название — это выдержка из определения свободы. Проект начался в снежную зиму, когда все было огорожено красными лентами. Новая работа с объемными коллажами. Свобода в этих трех уровнях, которыми разграничена картина. Три уровня мира. Буквы похожи на дома. И они же часть какого-то слова.
Работа «Два мастера» сделана в этом году для проекта ТСХР по Яну Коменскому. У него есть книга «Мир чувственных вещей в картинках», где даны явления и предметы с описаниями. Мне достался шорник — человек, который занимается кожей. Второй персонаж — веревочник. И их нужно было показать на большом холсте. Одним из любимых брендов является Maison Margiela, они часто используют цифры. Цифры появляются вместе с работами мастеров на этой работе.
Андрей Голубцов
Коврики — это моя авторская техника «силиконовый гобелен». Она была придумала лет 7 назад. Периодически я к ней возвращаюсь. Цветная резина. Они антистрессовые. В истории спустя тысячу лет от нашего слоя останутся только мои резиновые коврики, потому что период распада силикона сравним с периодом полураспада урана», — рассказал о своем творчестве Голубцов.
Художественное объединение «ФАсоль» представило необычную работу из мочалок под названием «Потри мне спину русским авангардом, смой буржуазных слабостей зловонные следы». Ее разместили внутри душевой кабины, выставленной в «Дизайн центре».
«Мы начали свое творчество с деревянных изделий, среди которых „Эволюция жителя культурной столицы“. Идея по поводу мочалок пришла ко мне во сне. Русский авангард часто черпал вдохновение из русского народного творчества. Смотрели не только на запад, но и на родную культуру. Мочалки для меня тоже народное творчество. Их узоры — современный орнамент. Все сложилось, пришли эти строчки. Поехала искать домохозяек, собрала мочалки и сделала композицию», — пояснили участники группы Евгения Федотова и Андрей Аржавин.
«Такая антибуржуазная работа прекрасно смотрится в очень даже буржуазной душевой кабине. Мы решили, что в эпоху метамодерна мы можем объединять совершенно необъединимые вещи и они очень выигрывают от этого», — добавил Дмитрий Андреев.