Зампредседателя градозащитного совета при Саратовской областной думе Владимир Лешуков прокомментировал решение Арбитражного суда региона о возвращении земли под рестораном “Джос” в собственность музея Федина, а также о сносе этого строения.
На минувшей неделе Арбитражный суд Саратовской области удовлетворил совместный иск правительства региона и музея Федина к предпринимательнице Надежде Шиловской. Напомним, в марте 2021 года музей Федина подал в суд заявление о признании незаконной сделки по передаче земли рядом с учреждением культуры и признании самовольной постройкой здания, где сейчас располагается ресторан “Джос”. Сделка по отчуждению земельного участка была проведена в 2009 году. В частные руки ее передала бывший директор музея Валентина Жукова.
25 ноября в суд вышло правительство Саратовской области. Оно требовало признать здание незаконным и снести его в течение месяца со дня вступления в силу решения.
26 ноября судья Юлия Огнищева определила, что два этих иска “по характеру спорных правоотношений и предмету доказывания” связаны между собой. С ходатайствами об объединении материалов в одно дело выступили оба заявителя. Председательствующая не стала отказывать в этом требовании.
“ОМ” также писал, что Надежда Шиловская доводится матерью экс-депутату, финансовому директору АО “Сарград” Сергею Курихину. Его деятельность в последнее время стала объектом пристального внимания силовиков. Так, по сообщениям СМИ, 26 ноября в его квартире в Саратове были проведены обыски. До этого, в сентябре, подобные оперативные мероприятия проводились в заведениях, которые могут быть связаны с его бизнес-империей. В итоге в доме его матери Надежды Шиловской в коттеджном поселке “Волжский прайд” нашли сейф с ружьем, оформленным на Курихина, а также большую сумму денег. Этот факт не был отражен в его декларации о доходах. Последнее и стало поводом для досрочного прекращения Курихиным депутатских полномочий.
Кроме того, в Саратове возбуждено уголовное дело о подделке официального документа (ч. 1 ст. 327 УК РФ), который выявили в рамках проведения широкомасштабной операции в отношении деятельности бывшего депутата облдумы, бизнесмена Сергея Курихина.
По мнению Лешукова, изначально нельзя было “отбирать землю у музея Федина и застраивать ее коммерческой недвижимостью”. “Ничего удивительного нет в том, что дальнейшая судьба такого объекта сложилась печальным образом. Оно и символично, и показательно. Главный критерий, который мы должны рассматривать, – законность данного строительства. Не стоит переводить обсуждение законности в споры об архитектуре. И еще, справедливости ради, хотелось бы напомнить об уничтожении исторических памятников Саратова – Доме Виноградова (ныне галерея “Каштан”), Доме Терликова. Что и кем построено на их местах – отлично известно. Вспоминается также доведенный до полного коллапса Дом художника, в котором давно не осталось художников. Иными словами – Саратову нанесен серьезный ущерб”, – отметил Лешуков.
Его слова поддерживают и другие видные деятели общественности. В частности председатель общественной палаты Саратова Николай Островский. По его словам, ему не ясно, почему в городской среде столько переживаний о сохранении здания. “Ведутся работы по освобождению незаконно используемой земли: уже несколько лет в городе планомерно ведется такая работа. Почему кто-то считает, что на него не должны распространяться нормы закона и решения суда? Чем ресторан лучше сквера, детской площадки, галереи, которую там планировали сделать? Перед законом все равны, а решение суда подлежит исполнению”, -заявил Николай Островский.
Заслуженный работник культуры Ирина Кононенко призналась, что ей было радостно, когда только стала появляться информация о строительстве новой галереи рядом с музеем Федина. Она могла бы стать новой площадкой для выставок и для проведения акции Ночь в музее. “На деле после завершения строительства из галереи получился шумный ресторан, никакой связи с искусством. “И нисколько не жалко этот незаконный новодел. Быть может, тенистый сквер был бы более уместен рядом с музеем”, – сказала Кононенко.