В Первый кассационный суд общей юрисдикции поступило представление прокуратуры Саратовской области за подписью замоблпрокурора Андрея Корноварова на приговор в отношении саратовского предпринимателя, арендатора рынка “Привокзальный”, Романа Ковша.
Напомним, 21 мая 2019 года суд признал Романа Ковша виновным в совершении преступления по статье “Покушение на дачу взятки должностному лицу через посредника за совершение незаконных действий в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору”, назначив 8 лет колонии строгого режима. Как следует из материалов дела, 17 января 2018 года через посредника Ковш передал сотруднику УФСБ по Саратовской области 1 млн рублей в качестве первой части взятки из 5 млн. Вознаграждение предполагалось за покровительство. Требовалось, чтобы сотрудник УФСБ повлиял на руководство другой коммерческой организации, которая не давала согласия на выдачу технических условий по переносу подземного газопровода, проходящего под земельным участком Романа Ковша.
15 августа 2019 года апелляционная инстанция областного суда оставила приговор в силе.
В областной прокуратуре пояснили “ОМ” в связи с чем надзорное ведомство вышло в кассационную инстанцию с таким представлением, названным некоторыми саратовскими СМИ “приступом гуманизма”. В ведомстве напомнили, что во время предварительного расследования и судебного разбирательства Ковшу с 28 июля 2018 года по 20 мая 2019 года была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.
“При постановлении приговора суд применил положения ст. 72 УК РФ (в редакции от 3 июля 2018 года) и зачел указанное время нахождения осужденного под домашним арестом из расчета – два дня нахождения под домашним арестом за один день отбывания лишения свободы. Однако, с учетом положений ст.ст. 9, 10 УК РФ об обратной силе уголовного закона в данном случае следовало применить редакцию ст. 72 УК РФ, действующую на момент совершения преступления (октябрь 2017– январь 2018 года). Она предусматривала иное правило зачета – один день домашнего ареста за один день лишения свободы”, – разъяснили в прокуратуре.
По мнению надзорного ведомства, именно судом была допущена ошибка при применении уголовного закона. Это нарушение было выявлено прокуратурой в результате анализа значительного массива уголовных дел в рамках работы по устранению аналогичных ошибок в судебных решениях. Такая работа, как отметили в ведомстве, была начата еще в конце 2019 года, поскольку в судебную практику после разъяснений, данных Президиумом Верховного Суда РФ, были внесены существенные изменения.
Согласимся, что речь идет конечно не о каких-то приступах гуманизма, а о соблюдении и знании законодательства, и как следствие – справедливости, о чем, по всей видимости, в некоторых СМИ не слышали. Кроме того, мы можем говорить о планомерной работе прокуратуры в условиях изменившегося законодательства. С конца прошлого года облпрокуратура принесла десятки кассационных представлений по различным основаниям, в том числе и аналогичным с делом Ковша. За это время ведомство проанализировало сотни приговоров.
Напомним, одним из таких представлений является обращение в кассационную инстанцию на решение апелляционной инстанции по делу “Курихин против Вилкова”. Однако пока кассационный суд не смог рассмотреть представление, как и многие другие. По делу журналиста Сергея Вилкова причиной переноса заседания стало ходатайство Валерия Холоденко – адвоката депутата облдумы Сергея Курихина, просившего отложить заседания из-за действующих ограничений, введенных в связи с распространением коронавируса.
Стоит отметить и еще один нюанс – устранение ошибки в приговоре Ковша не приведет к его принципиальным изменениям. Более того, положение осужденного не изменилось бы и в случае, если представление было бы направлено раньше или даже позднее. Срок, назначенный судом, лишь незначительно снизится, и это, если кассация согласится с выводами облпрокуратуры. При этом осужденный продолжит отбывать наказание.
Примечательным является то, что законные и своевременные действия прокуратуры в очередной раз вызвали неадекватную реакцию ряда наблюдателей. Хотя на аналогичную работу, проводимую областным судом в лице Федора Телегина, те же самые наблюдатели реагируют исключительно позитивно, что может указывать на их предвзятость.