Династия Чурикова-Романова

Как “последователи” опального главы миндортранса осваивают областной бюджет

Материал подготовил Константин ХАЛИН

Министр транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Николай Чуриков прославился своей беззастенчивостью и отсутствием щепетильности в вопросах обогащения членов собственной семьи. Сомнительные схемы по освоению бюджетных средств с участием родственников главы минтранса и близких его подчиненных даже никак не шифровались. Благодаря участию в этих бизнес-схемах членов семей высокопоставленных сотрудников прокуратуры, а также близости самого Чурикова к губернатору Валерию Радаеву министр долгое время чувствовал себя в высшей степени комфортно. Но, несмотря на его отставку, которая недавно состоялась, сравнительно честные способы отъема денежных средств из областной казны живут и поныне.

 

Три недели назад депутаты Саратовской облдумы радовались небольшой победе – был принят региональный закон о запрете эвакуации большегрузов со стационарных пунктов весогабаритного контроля (теперь их можно только задерживать и блокировать колеса). Его принятию предшествовали долгие баталии депутатов с чиновниками регионального минтранса и УГАДН. Несмотря на то, что федеральный закон предусматривает два вида задержания фур – блокировку и эвакуацию – инспекторы автотранспортного надзора практически не применяли первый, отдавая водителей в руки эвакуации.

Игнорирование блокировки надзорники и представители минтранса объясняли отсутствием возможности размещать автопоезда возле пунктов весового контроля, а социальная напряженность, возникающая из-за сборов с собственников большегрузов в пользу владельцев автостоянок, их не очень интересовала. Упорство, с каким чиновники отстаивали право эвакуировать грузовики, натолкнуло депутатов на мысль о возможном сговоре оппонентов с владеющими штрафстоянками предпринимателями. В пользу такой версии  говорит и то обстоятельство, что даже после принятия регионального закона прессинг грузоперевозчиков не прекратился.

Однако эвакуация и хранение фур – это, вероятно, не единственная подозрительная кормушка, связанная с организацией и функционированием пунктов весового контроля и работой их оператора – ГКУ "Региональный Навигационно-Информационный Центр".

 

"Марксистский" кружок

Строительством постов весогабаритного контроля ведает ГКУ "Региональный Навигационно-Информационный Центр". Первым директором этого учреждения (образовано в апреле 2016 года) был нынешний глава Марксовского района Дмитрий Романов – до марта 2017 года. В марте 2017 года его в срочном порядке завели на другую должность – замглавы Марксовского МР. Это случилось вскоре после ареста по обвинению в коррупции Олега Тополя и с дальнейшим прицелом на назначение руководителем муниципалитета. И если Тополя называли ставленником экс-главы Энгельсского района Дмитрия Лобанова, то Романову, полагают эксперты, активно способствовал Николай Чуриков, сам некогда возглавлявший Марксовский МР.

После смены нескольких директоров РНИЦ в сентябре учреждение возглавил еще один чуриковский ставленник и хороший друг Дмитрия Романова – Валерий Хибаров, трудившийся (с октября 2015 года по сентябрь 2017 года) начальником подведомственного минтрансу ГКУ Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства".

Вскоре после того, как Хибаров получает новую должность, в Саратове в марте 2018 года регистрируется ООО "Интеллектуальные транспортные системы Поволжья". Ее соучредителем с долей в 50% и бессменным гендиректором становится Александр Реснин. Еще двумя совладельцами компании были (по 25% уставного капитала) фирма из Пензенской области ООО "Веб-оператор" и житель того же региона Михаил Рыбаков. Доли пензенцев неоднократно меняли владельцев и сейчас 50% "ИТС Поволжья" контролирует их землячка Наталия Суркова.

Александр Реснин – фигура ничем не примечательная, кроме разве что близкого знакомства все с теми же Чуриковым и Романовым. И это неудивительно, ведь гендиректор "ИТС Поволжья" начинал строить свой бизнес именно в Марксе; там ему принадлежит ООО "Марксвтормет".

Схема по освоению областного бюджета руководством РНИЦ, поставленным Чуриковым, не только привела к использованию бюджетных средств, которое трудно назвать эффективным, но и в ближайшее время может нанести прямой ущерб региональной казне из-за судебных исков исполнителей госконтрактов.

С учетом засилья ставленников недавнего главы минтранса неслучайным выглядит то обстоятельство, что новое ООО завязало тесные отношения с ГКУ "Региональный Навигационно-Информационный Центр" и стало его самым крупным (не считая "Почты России") поставщиком товаров и услуг. Стоимость портфеля контрактов, заключенных фирмой с госучреждением, составляет почти 160 млн рублей.

В свою очередь для компании Реснина РНИЦ явился самым крупным заказчиком (64,6% от общей суммы госзаказов) – 18 контрактов на поставку оборудования для фото- и видеофиксации нарушений ПДД, его ремонт и обслуживание. Немного положила в ее копилку и "родная" администрация Марксовского района, в декабре прошлого года заключившая контракт стоимостью 7 млн рублей на проведение нестандартных для "ИТС Поволжья" работ – разработку проектно-сметной документации по строительству канализационных очистных сооружений (!) в Марксе.

В нынешнем году основная масса закупок для РНИЦ производилась другим учреждением – специализированным правительственным агентством (ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок"). Традиционно большую часть контрактов забирали себе "ИТС Поволжья". Однако, начиная с апреля, когда кресло под министром Чуриковым зашаталось, а затем он ушел в отставку, ситуация изменилась – победителями большинства конкурсных процедур стал выходить не "марксист" Реснин, а другие (как правило, иногородние) компании.

 

Крупногабаритная некомпетентность

Ярким свидетельством возможной ангажированности действий руководства ГКУ "Региональный Навигационно-Информационный Центр", а также крайне сомнительных методов работы служит ситуация со строительством в области трех автоматических пунктов весогабаритного контроля.

Торги на их строительство были объявлены 11 ноября 2019 года; источником финансирования выступал областной бюджет. Средства выделялись в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (госпрограмма "Строительство и комплексное развитие системы весового контроля на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения"). Победителем по двум аукционам было признано ПАО "Вымпелком", а по третьему – ПАО "Ростелеком". Суммарно по всем трем заключенным контрактам заказчик (РНИЦ) должен выплатить исполнителям более 118 млн рублей.

Анализ действий заказчика на торгах заставляет задуматься об отсутствии у него заинтересованности в том, чтобы работы были проведены качественно и в положенный срок.

Например, странным выглядит сокращение сроков строительства по сравнению с проектной документацией и экспертным заключением на нее с двух месяцев до 27 дней – объекты обязали сдать до 25 декабря 2019 года. Сокращение сроков строительства подобного рода объекта, по мнению специалистов, приведет к нарушению производственного процесса и может повлечь выход из строя оборудования, разрушение конструкций и полное обнуление результатов проделанной работы.

При этом из-за определенных заказчиком сроков реализация контракта пришлась на конец ноября – декабрь. Это, по мнению ряда специалистов, является нарушением требований к погодным условиям и среднесуточной температуре производства, что впоследствии может привести к досрочному выходу из строя оборудования.

И это не единственное, что вызывает недоумение по поводу действий составителей конкурсной документации.

Например, практически неисполнимым выглядит требование предоставить акт о технологическом присоединении к электрическим сетям. Однако согласно постановлению правительства РФ, регулирующего указанный вопрос, данные документы предоставляются после заключения договора между заказчиком (в данном случае – РНИЦ) и электросетевой организацией, кроме того, срок выполнения технических условий и подключения объекта к сетям питания составляет 6 (!) месяцев.

Иными словами, перед потенциальными участниками закупки и впоследствии исполнителем контракта были поставлены заведомо невыполнимые условия. Но даже при таком странном поведении составителей конкурсной документации подрядчики нашли выход из ситуации. Например, "Вымпелком" обеспечил электропитание на объектах посредством… дизель-генераторов (!). И – что поразительно – заказчик принял работу и 9 января текущего года подписал соответствующие акты, ведь питание подано.

До сих пор РНИЦ не заключил договор о технологическом присоединении к электрическим сетям, поэтому объекты, на которые потрачены бюджетные средства, и которые призваны приносить прибыль за счет штрафов, попросту простаивают.

Казалось, что дело в шляпе и можно открывать шампанское, празднуя выполнение крупного контракта. Однако, как говорится в известной поговорке, обещать – не значит жениться, поэтому "Вымпелком" дожидался своих денег не месяц (как прописано в договоре), а намного дольше – перечисление средств прошло только 30 апреля. Как, впрочем, и в случае с "Ростелекомом".

В результате бездействия заказчика со времени подписания актов о приемке (то есть с 9 января 2020 года) набежала крупная пеня – почти 2 млн рублей, так как отсутствие оплаты ежедневно стоило РНИЦ по каждому пункту весогабаритного контроля 8 тыс. рублей, а за три – соответственно 24 тыс. рублей. И эти деньги в конечном итоге придется покрывать из средств областного бюджета, ибо претензии по неустойке никто не отменял.

Но это, похоже, совершенно не волнует руководство РНИЦ. Еще бы – ведь складывается впечатление, что госучреждение намеревалось иметь дело с совсем другими подрядчиками, а именно с "ИТС Поволжья", которые, отметим, разрабатывали проектно-сметную документацию по всем трем постам весогабаритного контроля. Поэтому в технической документации оказалось оборудование АО "ВИК "Тензо-М", с представителями которого у "интеллектуальных систем" сложилось тесное взаимовыгодное сотрудничество, благодаря которому оборудование отпускается по эксклюзивной льготной цене. Это дает возможность "ИТС Поволжья" неплохо зарабатывать, даже если бы они готовили проектно-сметную документацию бесплатно. И этому есть примеры.

 

"Мы с Иваном Ильичом работали на дизеле…"

На торгах, объявленных ГКУ Тюменской области "Управление автомобильных дорог" в середине марта этого года, предметом закупки являлось выполнение инженерных изысканий и разработка проектной документации (по капремонту местной автодороги и устройству автоматической системы ВГК). При начальной цене контракта в 2,9 млн рублей в ходе аукциона саратовская компания "упала" до… 20 копеек (!).

Еще раньше – в июле 2019 года – три аукциона (начальная цена – 2 млн рублей за каждый) на разработку проектно-сметной документации по пункту ВГК объявляло ГКУ "Управление дорожного хозяйства республики Башкортостан". На этих торгах "ИТС Поволжья" упали еще ниже – до 10 копеек.

Стоит ли говорить, что тому же "Вымпелкому" волей-неволей для исполнения двух своих контрактов пришлось привлекать в качестве субподрядчика "ИТС Поволжья". В ином случае их работу вообще могли бы не принять.

Но даже к принятой работе возникают резонные вопросы. И здесь речь идет не о качестве ее выполнения, а о том, как руководство РНИЦ распорядилось результатом труда. Правильный ответ – никак! До сих пор РНИЦ не заключил договор о технологическом присоединении к электрическим сетям, поэтому объекты, на которые потрачены бюджетные средства, и которые призваны приносить прибыль за счет штрафов, попросту простаивают.

Впрочем, и без проблем с энергетиками перспективы эксплуатации пунктов ВГК остаются весьма призрачными. По крайней мере, их долговечность (а также установленного на них оборудования) находится под большим вопросом. Ведь, во-первых, строительство объекта и монтаж агрегатов по требованию заказчика проводились зимой. Во-вторых, после приемки РНИЦ должен был заключить договор на обслуживание пунктов со специализированной организацией – без этого производители оборудования в одностороннем порядке отказываются от предоставления гарантий на него. Поэтому свежепостроенные площадки для проверки весогабаритных параметров большегрузного транспорта могут потерять гарантию уже вскоре после приемки. Может быть, поэтому директор организации-заказчика не спешил расплачиваться с исполнителями контракта – ведь по факту пункты могут в любой момент оказаться неработоспособными либо по причине выхода из строя техники, либо из-за отключения энергии. Правда, в последнем случае можно будет снова воспользоваться дизель-генераторами. А может быть, это был способ административного давления, которыми так печально славится Саратовская область?

Упорство, с каким чиновники отстаивали право эвакуировать грузовики, натолкнуло депутатов на мысль о возможном сговоре оппонентов с владеющими штрафстоянками предпринимателями.

Таким образом, схема по освоению областного бюджета руководством РНИЦ, поставленным Чуриковым, не только привела к использованию бюджетных средств, которое трудно назвать эффективным, но и в ближайшее время может нанести прямой ущерб региональной казне из-за судебных исков исполнителей госконтрактов. Сам директор госучреждения Хибаров, по-видимому, не очень беспокоится по поводу качества своей работы и дискредитации нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", которые "работают на дизеле". Получается, что приоритеты заключены в том, чтобы выступавшие субподрядчиком "ИТС Поволжья" в итоге забрали свои деньги (пусть и не в том объеме, на который рассчитывали), а зарплата за исполнение должностных обязанностей Хибарову капает на счет даже в случаях проявления вопиющего непрофессионализма, так как она, как и финансовое благополучие всех участников схемы, никак не зависит от неизбежной потери областью 2 млн рублей.

Источник

Николай Чуриков
Comments (0)
Add Comment