Инструкция по уничтожению

Комбинация Сергея Филипенко обошлась федеральному бюджету в 1,2 миллиарда рублей

Материал подготовила редакция ИА “Взгляд-инфо”

Искусственно создать условия для крушения масштабного инвестиционного проекта. Спровоцировать появление еще порядка 700 семей обманутых дольщиков. Поставить строительные компании в положение банкротов с последующим сокращением около 2000 специалистов и рабочих. Инициировать возбуждение бесперспективных уголовных дел, обыски, аресты имущества, парализацию деятельности и международный розыск невиновных людей. Настроить номенклатуру против бизнеса и персонально – отдельных предпринимателей с целью административного давления,  травли и изоляции, отчуждения собственности, точечного благословленного произвола. И цена всех этих действий только для федерального бюджета (без учета колоссальных безвозвратных потерь строительной отрасли, региональной экономики в целом) — примерно 1,2 миллиарда рублей. Инвестиционный климат в Саратовской области испорчен, многие частные проекты с долгосрочным горизонтом планирования заморожены. Кто и зачем выступил вдохновителем и организатором такой комбинации – в расследовании ИА "Взгляд-инфо".  

 

А прокурора предупреждали несколько лет

Атака на ЖК "Победа", судьбе которого посвящено наше повествование, началась в 2019 году в рамках масштабной кампании по изъятию у саратовского бизнеса инвестиционно привлекательных площадок, инициированной прокурором области Сергеем Филипенко.

В случае с "Победой" областное надзорное ведомство использовало "точечный" формальный подход – поводом для подачи иска в арбитраж стало согласованное ранее с прокуратурой и мэрией изменение вида разрешенного использования земли. Именно под этим спорным предлогом строители (ООО "СК ЖБК-3", ЗАО "ПП ЖБК-3" и ООО "Ксиан" — между ними на первоначальном этапе был заключен договор совместной деятельности) были лишены надела.

Хотя в прокуратуре знали, что на площадке уже запроектировали детсад, а "Ксиан" готов был безвозмездно передать министерству образования под стройку соцобъекта часть земли, приобретенной за деньги самой компанией.

Трудно сказать, чем руководствовались подчиненные Филипенко, подавая иск об изъятии земельного участка у ЖК "Победа", но, видимо, не приказом Генеральной прокуратуры РФ № 195 от 7 декабря 2007 года.

Действия надзорного ведомства, по оценкам редакции, шли вразрез с требованиями вышестоящего руководства, указывавшего на недопустимость необоснованного вмешательства "в экономическую деятельность предприятий и организаций и вовлечения органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами".

Также сотрудникам прокуратуры предписано не приостанавливать деятельность производства и строительство объектов (если это не угрожает безопасности граждан) и не разрушать существующие правоотношения.

Стоит отметить, что изымая землю у инвесторов, прокурорские работники не стали обращать внимание на уже имеющуюся инженерную инфраструктуру, созданную на средства арендатора участков – ООО "Ксиан", и активное возведение домов.

Параллельно в отдельных СМИ из пула Филипенко (например, в "Четвертой власти" антипутинца-единоросса Вадима Рогожина) велась целенаправленная кампания против "Ксиана", что привело к падению продаж в будущем ЖК "Победа".

Медиакликушество, в частности, базировалось на ложном конспирологическом тезисе о том, что соучредители компании Елена Денисова и Анна Денисова являются родственницами, хотя в действительности они просто однофамильцы.  

Сейчас все участники строительства признаны банкротами. Летом 2020 года ЗАО "ПП ЖБК-3" распустило оставшихся сотрудников – 250 человек. С трудом верится, что когда-то, еще до прокурорского вмешательства, здесь трудились порядка 1,5 тысяч (!) работников.

Кстати, именно из-за финансовых трудностей обоих "ЖБК-3" строительство ЖК "Победа" было заморожено. Вопрос в том, что лежит в основе этих проблем – не является ли банкротство предприятий преднамеренным?

О возможном коллапсе региональную прокуратуру и правительство неоднократно, в 2018 и 2019 годах, предупреждало руководство "Ксиана".

Об этом же шла речь и на рабочей встрече первого зампрокурора области Иосифа Минеева с участием застройщиков "Победы" в августе 2020 года.

Среди прочего там прозвучало, что ЖБК-3 продало 300 квартир (это несколько сотен миллионов рублей), тогда как по счету прошли всего 75 миллионов.

Все это могло быть продиктовано паникой в руководстве этого предприятия, которое испугалось последствий иска прокуратуры и поспешило выйти из проекта с минимальными потерями весьма сомнительным способом.   

Еще более примечательным был разговор Сергея Филипенко с президентом ООО Финансовый холдинг-центр ГК "ЖБК-3" РПО Константином Колесниченко и его сыном Дмитрием. Аудиозаписи этой беседы публиковало наше издание.

Ее суть заключалась в том, что представители семьи Колесниченко пытались друг на друга переложить ответственность за экономический кризис на предприятиях.

Колесниченко-старший обвинял наследника в выкачивании средств, младший выражал готовность рассказать, кем, куда и в каких объемах выводились средства. При этом Дмитрий Колесниченко подчеркивал, что в компаниях холдинга все происходило исключительно с ведома и согласия отца.

Несмотря на озвученные факты, прокуратурой долгое время не предпринималось действий, чтобы с предприятий ЖБК-3 не продолжали выводить активы и средства, которые могли пойти на выплату компенсаций дольщикам, коих в истории с ЖК "Победа" насчитывается порядка 700. Масла в огонь подливали и заявления политиков, требовавших от прокуратуры сместить акценты – разобраться не ЖБК-3, а с… "Ксианом" и его руководителями.

 

"Ксиан". С правом на реабилитацию

И вот, в феврале 2021 года правоохранительные органы возбудили уголовное дело по факту причинения имущественного ущерба дольщикам. Его фигурантами стали директор ООО "Ксиан" Сергей Захаров и один из учредителей компании Елена Денисова.

Последнюю даже объявляли в международный розыск, на ее имущество (только на ее, подчеркнем; семьи Колесниченко это не коснулось, хотя сама Елена Денисова предупреждала о последствиях) был наложен арест. Все это сопровождалось медийной и политической травлей. 

Во-первых, из трех компаний-партнеров, заключивших договоры о совместной деятельности (ООО "СК ЖБК-3", ЗАО "ПП ЖБК-3" и ООО "Ксиан"), только "Ксиан" полностью выполнил свои обязательства.

Во-вторых, именно Елена Денисова почти три года пыталась достучаться до высоких инстанций, в том числе до ведомства Филипенко, с заявлениями о нарушении прав дольщиков, вызванного как иском прокуратуры об изъятии земли, так и  странными действиями Колесниченко. 

И, в-третьих, Денисова, будучи одним из трех совладельцев "Ксиана", не имеет права решающего голоса.

Не обладала она и полномочиями подписывать партнерские соглашения с СК и ПП ЖБК-3, а ее мнение, отличное от позиции остальных собственников компании, при принятии решений вообще не учитывалось.

Однако, чтобы понять беспочвенность обвинений в адрес руководителей "Ксиана", следствию понадобилось более года.

В апреле 2022-го уголовное преследование руководителей "Ксиана" прекратили в связи с отсутствием состава преступлений и с правом на реабилитацию.

"Было установлено, что ООО "Ксиан" все свои обязательства по договорам долевого строительства выполнило в полном объеме еще в ноябре 2018 года.

Это подтвердилось и в рамках уголовного дела, и в рамках арбитражного разбирательства по делу о банкротстве ООО "Ксиан". Все документы, подтверждающие это, были как в министерстве строительства и ЖКХ Саратовской области, так и в  СУ СКР.

Денисова неоднократно обращалась и через СМИ с информацией об оказываемом на нее давлении. Ведь фактически она не являлась руководителем, который принимает решения. На собраниях участников иногда даже голосовала против принятых решений ( у Денисовой отсутствовал блокирующая часть доли).

Виновных и причины приостановления стройки Денисова называла еще в начале 2019 года, указывая, что причина никак не в ООО "Ксиан".

На данный момент постановление о прекращении уголовного дела никто не оспаривал и не отменял", – говорит Татьяна Шилова, адвокат Елены Денисовой.

Теперь Сергей Захаров и Елена Денисова получили право на реабилитацию. По словам адвоката, соучредитель "Ксиана" пока такой возможностью не воспользовалась, на это у нее есть три года. 

"Фактически материальный и моральный ущерб причинен очень значительный. Денисова была застройщиком многих объектов, и проблем с ними не было. Репутации нанесен значительный ущерб, поскольку во всех СМИ писали, что ее без приговора признавали виновной во всех проблемах, связанных с застройкой ЖК "Победа". Хотя по факту в это время в распоряжении следствия уже имелись все документы о выполнении ООО "Ксиан" своих обязательств. А в действиях Захарова и Денисовой не обнаружено нарушений", – уточнила Татьяна Шилова.

Она полагает, что все проблемы дольщиков ЖК "Победа" имеют искусственное происхождение.

"После появления арбитражного иска прокуратуры, Денисова обращалась во все инстанции: в следственный комитет РФ, генеральному прокурору, в администрацию президента с указанием на действия прокуратуры Саратовской области и прокурора региона с просьбой разобраться.

В обращении указывалось, что ситуация приведет к остановке строительства, убыткам и нарушению прав дольщиков.

И было это за несколько лет до возбуждения уголовных дел.

Вся ситуация была прозрачна с самого начала", –  резюмировала защитник.

 

А где извинения?

Вместе с тем, в среду, 5 октября, ведомство Сергея Филипенко отчиталось об утверждении обвинительного заключения в отношении генерального директора ЗАО ПП "ЖБК-3" Константина Колесниченко.

Его обвиняют в совершении преступления, предусмотренного  ст. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство).

По версии следствия, в период с декабря 2017 года по апрель 2020 года руководитель компании, имея непогашенную задолженность перед дольщиками и по иным обязательствам, совершил от имени организации фиктивные сделки по отчуждению имущества на сумму более 60 млн руб.

"Его действия повлекли неспособность организации в полном объеме удовлетворить требования кредиторов и привели к банкротству юридического лица.

В результате кредиторам причинен ущерб на общую сумму более 340 млн руб., перед УФНС России по Саратовской области не погашена задолженность по обязательным платежам на сумму более 65 млн руб", – говорится в сообщении на сайте областной прокуратуры.

А ведь о таких действиях со стороны бывших партнеров, как мы указывали выше, руководство "Ксиана" неоднократно публично предупреждало. Только что сейчас взыскивать, когда значительная часть активов  холдинга "ЖБК" уже выведена и оформлена на лиц семейного и внесемейного круга Колесниченко? Или такой сценарий руководство прокуратуры считало с  самого начала для себя приемлемым и желательным?

Что касается обманутых дольщиков, то благодаря "настойчивости" подчиненных Сергея Филипенко теперь их проблемы будут решать за счет средств федерального бюджета – размер компенсационных выплат обойдется казне в 1,2 миллиарда рублей.

Кроме того, действия сотрудников надзорного ведомства – сигнал для бизнеса и потенциальных инвесторов. 

Кому захочется вкладывать средства в проекты, которые в одно мгновенье могут быть разрушены по прокурорскому хотению и на потребу местной номенклатуре?

Кстати, перед Захаровым и Денисовой прокурор области извиняться не стал, и в этом незаконном уголовном преследовании, как считает редакция, много личного.

Денисова работала в команде строителя Леонида Писного, а он для Филипенко как красная тряпка или бельмо в глазу.

Наверное, сработал принцип: не нравитесь — придем с обысками к вам домой, в офисы и на предприятия. Блокируем работу и сокрушим целые коллективы (строительные и транспортные компании, общепит, фермерские хозяйства etc.).

Вот почему не спешат извиняться. Это обычно за ошибки извиняются, а тут, скорее, можно говорить о целенаправленности.

Например, делать карьеру и имя на эксплуатации социальных чувств стремительно беднеющих саратовцев. Той самой классовой ненависти, которая из-за дефицита в регионе самостоятельных политических и общественных институций не находит выхода.

И ничего, что не получилось с Еленой Денисовой, Натальей Мазиной, Александром Ландо, Андреем Беликовым, Дмитрием Соколовым, Ларисой Кузнецовой (пока) и десятками иных граждан, зато многих привлекли по всем меркам личной строгости.

Страшно представить, сколько сейчас в Саратовской области находится под следствием или в заключении простых людей, не сумевших вовремя спрыгнуть с конвейера обвинения.

У них нет средств на адвокатов, они не знают законов и своих прав, уже сломлены и смирились.

Или не нашли возможности и сил, в отличие, например, от Дмитрия Рубинштейна, через СМИ публично обратиться к председателю СК Александру Бастрыкину и генпрокурору Игорю Краснову — пожалуй, самым надежным адресатам для тех, кто больше не может выносить бесправие и терпеть насилие над собой в нашем регионе.

Сотни таких обращений за последние три-четыре года ярко иллюстрируют масштаб проблемы и уровень реального доверия граждан к областному надзору и следствию.    Не все готовы следовать капризам, когда личные поручения дают от имени и, подчеркнем, за счет государства. Массовый исход, если не бегство, квалифицированных руководителей отделов и следователей из СУ СКР, лихорадочное "омоложение" в прокуратуре области во многом этим и объясняется.

В список причин, наверное, стоит добавить фаворитизм, разлагающий коллективы и создающий условия для угодничества, ресентимента, имитации работы.   

Как результат: резкий  — более чем в два раза — рост числа уголовных дел, возвращенных судами в прокуратуру по причине вопиющих нарушений процессуальных норм.

Но даже  при таких "вводных" и зависимости СУ СКР от руководства областной прокуратуры дело Денисовой-Захарова закончилось грандиозным "пшиком". Теперь посмотрим, как будут доказывать в суде вину Колесниченко, запаниковавшего и так неаккуратно вышедшего из инвестиционного проекта под давлением надзора.

 

Вместо послесловия

А пока у экономистов есть возможность поразмышлять об истинных масштабах потерь бюджета от этой рукотворной ситуации, напоминающей изощренную операцию в жанре рейда.

Кроме 1,2 миллиарда рублей, выплачиваемых дольщикам, в сумму ущерба, пожалуй, можно включить налоги, которые не получило государство из-за банкротства предприятий.  

На наш взгляд, перспективной для изучения — но уже не экономистов, а профессиональных и честных следователей — представляется тема продажи на Avito пензенскими фирмами арестованных площадей в ЖК "Победа".

Наконец, до сих пор не дана комплексная правовая оценка действиям на площадке "Победы" Романа Усанкина

Этот гражданин (те самые "Экватор", "Тропиканка") известен по ряду интереснейших схем получения без торгов и последующей реализации по рыночным ценам инвестиционно привлекательных земельных участков в обмен на участие в судьбе дольщиков. В региональных СМИ (например, в агентстве деловых новостей "Бизнес-Вектор") можно найти серию антикоррупционных расследовательских материалов о том, что конечная выгода Усанкина могла значительно превышать эффект от его "социальных" усилий.

Попросту говоря, под видом помощи обманутым гражданам, по версии коллег, реализовался сверхмаржинальный "проект" по выводу перспективной земли из муниципальной собственности, согласованный с представителями местной номенклатуры.

Особенно ярко Усанкин проявил себя в середине октября 2020 года на встрече с дольщиками ЖК "Победа".

Как следует из сюжета ГТРК "Саратов", Усанкина позиционировали как "инвестора", имеющего значительные финансовые средства и готового достроить дома. Сам он об этом тоже долго рассказывает на видео.

Пикантности и политико-экономический окрас таким заявлениям и обещаниям придает тот факт, что Роман Михайлович является родным братом члена политсовета "ЕР", депутата областной думы и дежурной по ложным доносам Юлии Литневской.

Итог саратовцы знают: жилье достроено не было, строительные компании обанкрочены, "Победа" превратилась в беду для федерального бюджета. А Усанкин, в отличие от своих промоутеров, якобы беспокоившихся о судьбе дольщиков, исчез из публичного поля.

Впрочем, эта история заслуживает отдельного повествования и, наверное, реакции со стороны Игоря Краснова и Александра Бастрыкина, поскольку их саратовские коллеги нарушений в деятельности брата члена политсовета пока упорно не усматривают.

 

 

Источник

Константин Колесниченко
Comments (0)
Add Comment