Как прокуроры и следователи “не увидели” целую преступную группировку
Конечные результаты перспективной спецоперации по пресечению коррупции в сфере ритуальных услуг, которую осенью 2021 года осуществили в Саратове органы внутренних дел, оказались, мягко говоря, обескураживающими. Несмотря на то, что полицейские проделали кропотливую работу по сбору материала о противоправной деятельности работников кладбищ, она была фактически обесценена органами следствия и прокуратуры.
В итоге все обвиняемые, приговоры которым уже состоялись, отделались символическим наказанием, и почти у всех реальные сроки оказались "погашены" временем, которое они провели в изоляторе или под домашним арестом. Хотя ситуация с коррупцией в профильных МУПах говорила в пользу версии о существовании настоящего преступного сообщества.
Об этом говорится в аналитическом материале ИА "Взгляд-инфо", который мы предлагаем к прочтению читателям.
Примирение с мошенничеством
В декабре минувшего года в Ленинском райсуде Саратова завершился очередной процесс по громкому делу о злоупотреблениях в муниципальных организациях, оказывающих услуги по погребению (в основном, речь шла о продаже могил). Был вынесен приговор в отношении начальника землекопного цеха МУСПП "Ритуал" Александра Куликова. Обстоятельства этого процесса, как и личность самого подсудимого, недвусмысленно дают понять, почему нашумевшая коррупционная история могла быть спущена на тормозах.
Так случилось, что Александр Куликов является близким знакомым (сослуживцем по Саратовскому военному краснознаменному институту внутренних войск) Дмитрия Кривошеева, старшего помощника прокурора области Сергея Филипенко по вопросам собственной безопасности и физической защиты, и выступал одним из ключевых фигурантов "дела "Ритуала".
Конкретно Куликов обвинялся по ч. 1 ст. 163 (вымогательство) и ч. 2 ст. 159 УК РФ (мошенничество с причинением значительного ущерба).
Материалы уголовного дела поступили на рассмотрение судьи Александра Шихорина 2 декабря прошлого года. Несмотря на то, что оно рассматривалось в обычном, а не особом порядке, весь процесс прошел за одно заседание, состоявшееся 15 декабря.
Как следует из опубликованного на сайте суда постановления, судья решил уголовное преследование в отношении Куликова по ч. 2 ст. 159 УК РФ прекратить "на основании ст. 25 УПК РФ, в связи с примирением сторон".
"Учитывая, что подсудимый примирился с потерпевшей, загладил причиненный ей вред, претензий потерпевшая к нему не имеет, ранее он не судим, преступление, совершенное подсудимым, относится к категории преступлений средней тяжести, суд считает возможным уголовное дело в отношении Куликова А.С. по ч. 2 ст. 159 УК РФ прекратить, в связи с примирением сторон", – говорится в тексте постановления.
Что касается ч. 1 ст. 163 УК РФ, рассмотрение дела судья постановил продолжить, но каков оказался исход процесса в этой части, в картотеке суда не было указано.
Однако в пресс-службе инстанции ИА "Взгляд-инфо" пояснили, что приговор по вымогательству был вынесен в тот же день и не был (!) обжалован сторонами (как и решение о прекращении преследования Куликова за мошенничество).
Куликова признали виновным в вымогательстве и приговорили к году колонии-поселения, но в соответствии с нормами УПК РФ ему было зачтено время пребывания под стражей (с октября 2021 года по июль 2022 года) из расчета "один день в СИЗО за два дня лишения свободы".
Поэтому от наказания он освобожден "в связи с его фактическим отбытием", а приговор прокурорскому сослуживцу не был обжалован сторонами, включая надзорный орган, и накануне Нового года он вступил в законную силу.
А тремя месяцами ранее, в конце сентября, тот же Ленинский райсуд в лице судьи Ольги Плетневой вынес приговор начальнику участка МКУ "Администрация кладбищ" Роману Борзову (родной брат высокопоставленного работника саратовского управления ФНС). Он обвинялся по ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество с использованием служебного положения или в крупном размере; предполагает наказание до 6 лет лишения свободы).
По версии следствия, работник погоста вводил граждан в заблуждение по вопросам выделения мест на Новом городском кладбище и брал деньги с родственников и близких умерших за предоставление участка под захоронение.
Однако приговором суда ему было назначено наказание в виде лишь штрафа – 400 тыс. рублей (для сравнения: признанному виновным в мошенничестве экс-прокурору Владиславу Иванцову дали два года колонии-поселения, хотя он обвинялся по второй – менее тяжкой – части ст. 159 УК РФ).
Горячая осень 2021-го
Похожим образом развивалась ситуация и со значительной частью других фигурантов "дела "Ритуала", которое начиналось как масштабная и многообещающая антикоррупционная операция – наказания были минимальными, а приговоры прокуратурой не обжаловались.
И чем выше стояли обвиняемые в теневой иерархии, тем быстрее они получали "снисходительные" приговоры; разумеется, при этом они признавали свою вину. Другое дело – те, кто стояли ниже и не пошли на сотрудничество со следствием.
Открытые следственно-оперативные мероприятия в отношении сотрудников саратовских МУСПП "Ритуал" и МКУ "Администрация кладбищ" прошли в сентябре 2021 года. Их проводило региональное ГУ МВД при поддержке федеральных коллег, а предметом внимания полицейских была финансовая и иная документация учреждений.
Тогда сообщалось: операция связана с тем, что сотрудники двух учреждений требовали с граждан (жертвами стали десятки человек) плату за выделение мест на городских кладбищах Саратова, хотя участки под захоронение должны предоставляться бесплатно.
"В полицию Саратова также поступила информация о факте вымогательства. По имеющимся данным, один из муниципальных служащих требовал крупную сумму у местного предпринимателя, который на примыкающем к кладбищу участке организовал торговлю ритуальными принадлежностями", – отмечала официальный представитель МВД России Ирина Волк.
Оперативники задержали порядка десяти работников муниципальных учреждений, а по местам их жительства (включая бывший особняк семьи тогдашнего губернатора Валерия Радаева) и в офисах организаций провели обыски.
В результате силовики обнаружили и изъяли деньги в общей сумме 14 млн рублей, оргтехнику, средства связи, документацию и "иные предметы, имеющие доказательное значение".
В рамках возбужденных уголовных дел по статьям 159 УК РФ (мошенничество) и 163 УК РФ (вымогательство) большая часть задержанных в сентябре-октябре была помещена под стражу.
Однако открытую часть спецоперации предваряло проведение оперативных мероприятий в скрытом режиме. Полиция на протяжении нескольких месяцев отслеживала контакты, разговоры и маршруты передвижения фигурантов, в результате чего проследила большую часть коррупционной цепочки, по которой распределялись собираемые с граждан деньги, включая организаторов и координаторов преступной схемы.
Многое говорило о том, что в муниципальных предприятиях, связанных с оказанием ритуальных услуг, могла действовать настоящая преступная группировка, которая, не исключено, пользовалась расположением по линии надзора и мэрии.
Но спустя несколько месяцев по инициативе облпрокуратуры, руководимой Филипенко, "дело "Ритуала" забрали из производства органов внутренних дел и передали в СУ СКР. Сделали это под внешне весьма благовидным предлогом – по причине большого общественного резонанса.
По легенде, следователи местного СК, которые несут службу под началом Анатолия Говорунова, должны были более квалифицированно отработать коррупционеров-"гробовщиков", но, по оценкам редакции, все получилось ровным счетом наоборот.
Отдел по расследованию смехотворных дел
Полагаем, что для галочки следствию все-таки нужно было отчитаться в принятии мер по пресечению преступлений в похоронной сфере. Но по вынесенным на сегодняшний день приговорам о преступлениях, совершенных группой лиц, речи вообще не идет, не говоря уже об обвинениях в организации или участии в ОПС (ст. 210 УК РФ).
В этом плане мастеру МКУ "Администрация кладбищ" Артему Цуканову повезло меньше – он, как считает защита, как раз был "назначен" лидером такой группы, рассказал ИА "Взгляд-инфо" его адвокат Тамаз Барбакадзе.
По словам защитника, его доверителю инкриминируется ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой), хотя первоначально речь шла о третьей части той же статьи (мошенничество в крупном размере).
Согласно фабуле обвинения, Цуканову и трем его предполагаемым сообщникам – землекопам инкриминируется хищение средств граждан, которые хотели подзахоронить умерших близких к уже имеющимся могилам на старом Елшанском кладбище. Причем, как отметил Барбакадзе, его подзащитный и двое других обвиняемых не признают своей вины, а показания строятся, в основном, на словах пострадавших и еще одного фигуранта дела.
"Можно умереть со смеху: общий ущерб, причиненный потерпевшим (всего их 8 человек), оценивается в 226 тысяч рублей. И таким делом занимается – ни больше ни меньше – отдел по расследованию особо важных дел СУ СКР. На что еще хотелось обратить внимание, так это на то, что следствие утверждает: трое копателей делились с Цукановым, однако никак не может доказать, сколько они оставляли себе, а сколько отдавали ему. Все базируется преимущественно на признаниях 67-летнего копщика Бакеева, который пошел на сделку со следствием, чтобы не сесть в изолятор. Благодаря этому и появился такой квалифицирующий признак как "совершенное группой лиц". Но даже Бакеев не дает показания на двух других своих коллег – Панова и Зорю, поэтому, как они "слепили" группу лиц, я себе не очень хорошо представляю.
Есть вопросы и по поводу хронологии совершения инкриминируемых преступлений: сначала вменили сбор денег с января по июль 2021 года (причем туда попали и действия на Увекском кладбище, совершенные, как оказалось, другими людьми), потом эпизоды охватывали промежуток с марта по июль, а в окончательной редакции с 21 июля по 8 августа", – рассказал адвокат.
Первоначально, в период работы над материалами полицейского следствия, от Цуканова пытались получить показания по поводу причастности к сбору средств руководства "Ритуала", в частности, в отношении замдиректора МУСПП Руслана Барышникова. Однако тот отказался давать показания на него (Цуканов является дальним родственником Барышникова).
Также Барбакадзе добавил, что передача дела из ГСУ регионального ГУ МВД в Следственное управление СКР состоялась в июне 2022 года, и именно тогда произошла переквалификация дела – на более тяжкую часть ст. 159 УК РФ.
По мнению адвоката, СУ СКР сразу перестали интересовать возможные связи Цуканова с теми, кто стоял выше него в иерархии специализированных муниципальных предприятий.
В итоге подчиненные Антона Скобликова, руководителя отдела по особо важным делам, именно Цуканова "сделали" "главарем" заработавшей чуть более 200 тыс. рублей "группировки", считает Барбакадзе.
Неужели в передаче материалов по "делу "Ритуала" имел место расчет на руководителя СУ СКР по Саратовской области Анатолия Говорунова, который является сослуживцем по военному институту и Дмитрия Кривошеева, и Александра Куликова? Очень может быть, ведь о процессуальной зависимости саратовского Следственного управления от прокуратуры говорят и пишут открыто.
А о том, как сама саратовская прокуратура отрабатывала жалобы на коррупционные действия работников кладбищ, красноречиво свидетельствует документ – представление, с которым надзорный орган областного центра выступил в адрес руководства МКУ "Администрация кладбищ" в апреле 2021 года.
Жительница Саратова З. обратилась в надзорный орган, явно указав на совершение в отношении нее преступления (вымогательства или мошенничества), а потому по результатам проверки материал, наверное, необходимо было передать в следственный орган для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Заявительница указывала (и ее доводы подтвердила прокурорская проверка), что в январе 2021 года она занималась похоронами своей родственницы. На Увекском кладбище, куда она приехала, чтобы определить место для захоронения, сотрудник погоста заявил ей, что за эту услугу необходимо заплатить от 20 до 30 тыс. рублей. Бесплатные места, по его словам, якобы отсутствовали; он показал ей участок, который в итоге обошелся Зуевой в 30 тыс. рублей.
В письме, подписанном первым заместителем прокурора Саратова Ильей Апариным (ныне – и.о. прокурора Октябрьского района) и направленном в МКУ "Администрация кладбищ", отмечалось, что подобные факты "не единичны, а носят системный характер и продолжаются в настоящее время", что установлено проводимой проверкой.
Но вместо того, чтобы передать материалы на возбуждение уголовного дела, Апарин направил в "Администрацию кладбищ"… представление с требованием устранить нарушения, которые приводят к возникновению подобных коррупционных проявлений, и привлечь к "дисциплинарной (!) ответственности лиц, допустивших указанные нарушения закона", после чего сообщить о результатах.
Мы обращаемся!
Об эффективности подобных мер реагирования прокуратуры можно судить по тому, как мэрия, которой в тот период руководил Михаил Исаев, "наводила порядок" в деятельности "Ритуала" и "Администрации кладбищ", и по ее реакции на публичные обращения по данной теме.
Тогда же, зимой-весной 2021 года, редакция "Взгляда" пыталась привлечь внимание к ситуации, обнародовав открытое обращение к Исаеву.
В нем шла речь о том, что важные вопросы, связанные с погребением, на протяжении многих лет остаются неурегулированными в силу отсутствия ряда нормативных документов, регламентирующих работу профильных муниципальных предприятий, и неисполнения уже прописанных нормативов.
Благодаря этому, подчеркивали журналисты, злоупотребления в оказываемых ритуальные услуги МУПах приобрели системный характер, и ответственность за сложившуюся ситуацию во многом лежит на администрации города.
Наше издание предлагало градоначальнику "разработать нормативную базу, регулирующую деятельность муниципальных организаций, занимающихся благоустройством городских кладбищ и оказывающих ритуальные услуги населению", а также выработать "комплексные подходы к решению этих проблем, в том числе путем инициирования "широкого общественного обсуждения озвученной темы, чтобы в ней могли принять участие жители Саратова, интересов которых эти вопросы напрямую касаются".
Однако никаких общественных обсуждений чиновники проводить не захотели, так как данная процедура "действующим законодательством не предусмотрена". Об этом говорилось в ответе, полученном редакцией от первого замглавы Саратова Сергея Грачева, с чьей фигурой связывают приход к руководству МУСПП "Ритуал" нового директора – Александра Носакивского. Именно во время руководства последнего ГУ МВД и разоблачило схемы масштабных злоупотреблений.
Грачев дал понять, что проблемы, затронутые в обращении, уже решены, и вопрос, как говорится, исчерпан. В частности, "Администрацией кладбищ" "приняты меры по устранению причин и условий нарушений".
Судя по всему, наводить порядок чиновники и не собирались. Ведь из-за резкого роста смертности на фоне пандемии коронавируса и старения населения (по итогам 2021 года естественная убыль выросла на 20%; умерло почти 40 тысяч человек) контроль "Ритуала" и "Администрации кладбищ" стал даже более привлекательным, чем раньше.
Негативная демографическая динамика повысила маржинальность ритуальных услуг в разы, чем, похоже, и поспешили воспользоваться те, кто инициировал передел профильных муниципальных предприятий.
Как полагает редакция, отсутствие прозрачности стало предпосылкой образования в руководстве муниципальных предприятий, контролирующих большую часть рынка ритуальных услуг, двух групп интересов, которые условно можно было назвать "прокурорскими" и "мэрскими".
За спиной первых, если следовать логике нашей публикации, возможно, мелькает фигура Дмитрия Кривошеева и его сослуживцев из числа работников "Ритуала" и "Администрации кладбищ", а за вторыми – Сергея Грачева, официальным представителем которого можно считать Носакивского.
Практика показала, что подобная ситуация не могла получить на местном уровне должной правовой оценки в силу указанных выше обстоятельств.
Поэтому мы обращаемся к председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину, генпрокурору России Игорю Краснову и руководителю ФСБ РФ Александру Бортникову.
Просим объективно разобраться в коррупционных проявлениях в сфере оказания ритуальных услуг муниципальными организациями Саратова, в том числе проверить должностных лиц региональных прокуратуры и СУ СКР на предмет возможной заинтересованности в исходе расследования упомянутых уголовных дел, в рамках которого реальные организаторы и выгодоприобретатели теневых схем, вероятно, ушли от ответственности.
Кроме того, хотим обратить внимание главы МВД Владимира Колокольцева на то, что титаническая работа, проделанная оперативниками и следователями регионального ГУ МВД, была фактически обесценена после передачи дела в СУ СКР.
В результате, считает редакция, расследование так и не было доведено до конца: средние звенья описанной схемы, которые могли бы дать показания на истинных организаторов коррупционной цепочки, отделались мягкими приговорами. А из низовых звеньев, видимо, в управлении СКР "соткали" некое подобие организованной группы, деятельность которой не коррелирует с истинными масштабами злоупотреблений в "Ритуале" и "Администрации кладбищ".