Сносить ларьки в центре Саратова давно пора, но не за счет налогоплательщиков
Расцвет "ларечной цивилизации" в Саратове остался в прошлом, но до полного избавления от дурного напоминания о нем еще далеко. Можно долго распространяться о том, что металлические сараи уродуют лицо города, являются оплотом теневой экономики и рассадником антисанитарии. Это азбучные истины и нет нужды снова и снова доказывать их справедливость – общественный консенсус давно достигнут. Вопрос в другом – есть ли способы покончить с этим явлением раз и навсегда? Как выяснилось, есть. Один из них столичные власти продемонстрировали в феврале 2016 года, устроив "ночь длинных ковшей". До столь радикальных мер в Саратове не дошло, хотя задолго до московских событий войну ларькам объявил глава города Олег Грищенко и несколько лет вел ее – правда, с переменным успехом. Но с приходом новых руководителей муниципалитета боевые действия практически закончились, на что безразлично взирала региональная власть. Более того, вместо ликвидированных палаток с санкции администрации Михаила Исаева стали появляться новые, причем в скверах, парковых зонах и даже на проспекте Кирова. Кажется, еще немного и ранее отвоеванные территории опять попали бы в "ларечный плен". И только прямые указания спикера Госдумы Вячеслава Володина заставили наших деятелей одуматься и пуститься в новый крестовый поход против ларечников. Хочется надеяться на то, что мэрия исполнит поручение главы нижней палаты российского парламента.
Тандем Аксененко-Алешин
Отцами саратовских ларечников принято считать мэра Юрия Аксененко и председателя земельного комитета Андрея Алешина. А Мирный переулок, улицу Вавилова и часть сквера на Рахова – одновременно главными автономными коммерческими зонами и ойкуменами благополучия городской бюрократии.
Долгие годы саратовские СМИ описывали схемы раздела городской земли и рассказывали об экспансии ларечников. "Миллионы "Аллеи роз", "Расхитители города", "Ларечная экспансия", "Свинячье состояние" – такими заголовками пестрели полосы "Новых времен", "Саратовского взгляда" и "Газеты Наша версия".
"До каких пор должностные лица администрации города и района будут игнорировать интересы населения, нарушать права граждан?" – этот вопрос еще в 2003 году жители Мирного переулка и площади Кирова адресовали саратовским прокурорам.
"Своими действиями мэрия создает угрозу жизни более 2 тысяч человек центрального района, так как постоянное скопление машин и наслоение торговых точек создает предпосылки для диверсий. Требуем навести порядок в трех скверах – у касс "Аэрофлота", у "Победы", у Сбербанка, которые предназначены для отдыха, а не служить рассадником заболеваний и распространения наркотиков", – цитировала тогда обращение граждан газета "Новые времена в Саратове" в статье "Как у нас украли город".
Отцами саратовских ларечников принято считать мэра Юрия Аксененко и председателя земельного комитета Андрея Алешина. А Мирный переулок, улицу Вавилова и часть сквера на Рахова – одновременно главными автономными коммерческими зонами и ойкуменами благополучия городской бюрократии.
Но ни жалобы местных жителей, ни выступления общественников, ни журналистские расследования не могли изменить здешний пейзаж. Хуже того, экспансия продолжалась. В середине нулевых Роман Ковш и Павел Юркевич, вслед за Михаилом Макеенко, стали активными интересантами этого процесса. Права на участки покупались за символические суммы, а попытки обжалования сделок, заключенных между мэрией и коммерсантами, блокировались на уровне саратовского арбитража. О "представительских расходах", понесенных владельцами ларьков на судебные процессы, слагались легенды. Тогдашний глава города Олег Грищенко мог бы привести с десяток аргументов в поддержку мнения о правдивости этих легенд, ведь для него именно перекресток улицы Вавилова и Мирного переулка так и остался неприступной цитаделью.
И это несмотря на то, что его усилиями в ноябре 2010 года была ликвидирована барахолка на Сакко и Ванцетти, в 2015 году ушли в небытие торговые ряды на "Аллее роз" и павильоны на трамвайных остановках в Мирном переулке.
Волей-неволей жителям "заповедного" перекрестка, пришлось свыкнуться с мыслью, что ржавые палатки несокрушимы, а бенефициары торговли неприкосновенны. Обидно жить в самом центре города и ощущать себя обитателем гетто со всеми вытекающими последствиями. Причем без какой-либо надежды на изменение ситуации. Но еще обиднее знать, что этой надежды люди лишились по воле чиновников.
Альтернатива была, но заболтали
В 2015 году группа инвесторов предложила облагородить "бойкое место" на улице Вавилова – на месте ларечных фавел построить комплекс одноэтажных магазинов в европейском стиле, соединенных переходами, стеклянной крышей, просторными рекреациями.
Инвесторы планировали благоустроить за свой счет сквер и прилегающую территорию – высадить деревья и кустарники, уложить плитку, установить лавочки, оборудовать игровые площадки.
Плюсы были очевидны: сохранение рабочих мест и налогов, отсутствие какой-либо нагрузки на городскую казну (ни один бюджетный рубль не пострадал бы). Инвесторы взяли на себя переговоры с владельцами и арендаторами киосков и ларьков, предложив им партнерство: в обмен на участки передать в собственность 50 процентов торговых площадей в будущем объекте.
Поначалу идея создания в этой локации цивилизованного торгово-общественного пространства представителям власти понравилась. На место выезжали вице-губернатор Денис Фадеев и его коллеги по работе в правительстве. Они с интересом знакомились с эскизами будущего мини-пассажа.
И даже были не против проведения открытого конкурса на лучшее архитектурное решение. Но позднее, как это часто бывает в Саратовской области, тему заболтали.
Нового мэра Михаила Исаева (работает с ноября 2017 года) и старого губернатора Валерия Радаева больше занимало другое – освоение средств, выделенных из федерального центра на реконструкцию Волжской и проспекта Кирова. Дело-то хорошее, но есть вопросы к качеству.
В 2015 году группа инвесторов предложила облагородить "бойкое место" на улице Вавилова – на месте ларечных фавел построить комплекс одноэтажных магазинов в европейском стиле, соединенных переходами, стеклянной крышей, просторными рекреациями. Инвесторы планировали благоустроить за свой счет сквер и прилегающую территорию – высадить деревья и кустарники, уложить плитку, установить лавочки, оборудовать игровые площадки.
Впрочем, это не мешало главе региона и градоначальнику рапортовать с высоких трибун об очередном этапе реализации проекта по созданию самой длинной в Европе пешеходной зоны. Они не стеснялись докладывать о своих успехах в преображении Саратова инициатору проекта, спикеру Госдумы Вячеславу Володину. Разумеется, стараясь не распространяться об "отдельных недостатках", пока те не становились очевидными. И так – до получения очередной взбучки от федерального политика.
Не изменилась эта метода и при реконструкции площади Кирова. Тот же подрядчик – СК "Система" Дмитрия Дулепина, те же изъяны в работе и переносы сроков сдачи объекта. И, конечно же, традиционные рейды и ценные указания Радаева с Исаевым, раздаваемые под камеру подчиненным и строителям.
В шутку предположим, что в силу занятости глава региона и градоначальник не успевали обозреть окрестности территории и высказаться по поводу палаток и ларьков на Вавилова, Рахова и в Мирном переулке.
Но в конце концов позицию мэрии по этому вопросу озвучила председатель городского комитета по ЖКХ Наталия Даниленко. 17 сентября, инспектируя ход реализации нацпроекта "Формирование комфортной городской среды", она завила, что ларьки в Мирном переулке будут приведены в порядок. По словам госпожи Даниленко, один из вариантов решения вопроса – сделать их в едином стиле.
Парковка и выкуп за счет бюджета
Уже 1 октября городским властям пришлось кардинальным образом изменить планы. В ходе рабочей поездки в Саратов Вячеслав Володин прошелся по пешеходному кольцу и с возмущением обнаружил пережитки 90-х.
В оправдание Исаев ссылался на решения судов и законность этих объектов, добавив, что их владельцы платят за аренду.
"Нарушается закон, захватывается городская земля, тротуары, газоны. Это посягательство на собственность города и горожан. Защищайте саратовцев!
<…> Бизнесу, конечно, надо помогать, но не за счет разграбления города. Вам средства никто не будет выделять, пока эта проблема не будет решена. Вы так город не приведете в порядок", – отчитал главу города федеральный политик.
Идея устроить парковку вместо ларьков – впритык к скверу, а то и на его территории – вообще не выдерживает критики. Впрочем, как и намерение Исаева лишить работы рядовых торговцев, а оскудевший за время пандемии.
О чудо! Спустя две недели на том же месте, но уже в компании с Валерием Радаевым мэр выдал новую, "подкорректированную" позицию: "И дальше, к улице Рахова от Мирного переулка, находятся объекты, которые стоят с 90-х годов. На сегодняшний день собственники павильонов не меняются ни в сознании, ни в поступках. Их ларьки ржавые, полуразваленные. Муниципалитет принял решение через суд вернуться к вопросу о сносе путем выкупа. Здесь правильнее было бы сделать парковочные места и дорожку с выходом на Рахова. Люди на компромисс не идут и требуют огромные средства".
Идея устроить парковку вместо ларьков – впритык к скверу, а то и на его территории – вообще не выдерживает критики. Впрочем, как и намерение Исаева лишить работы рядовых торговцев, а оскудевший за время пандемии горбюджет – арендных и налоговых платежей.
Пока трудно сказать, насколько существенную брешь в муниципальной казне пробьет выкуп доходных активов у их владельцев.
Скорее всего, речь пойдет даже не о десятках, а о сотнях миллионах рублей, фактически взятых из карманов налогоплательщиков.
А ведь эту проблему вполне можно было бы решить за счет инвесторов, причем еще несколько лет назад. Теперь же, на фоне коронакризиса, сопровождающегося стремительным ростом безработицы, банкротством предпринимателей и, соответственно, снижением налогооблагаемой базы, затея мэрии представляется не вполне рациональной.
С сожалением приходится констатировать, что Михаил Исаев снова выбрал самый простой и капиталоемкий путь решения проблемы, тогда как другие варианты даже не рассматривались.