Почему будущее экономики Саратовской области внушает все больше опасений
Наша страна переживает очевидную для всех трансформацию экономики. Масштаб перемен огромен. Меняются не только внешнеэкономические партнеры и торговые связи. Идут структурные изменения и смещение производственных акцентов в ключевых отраслях. "Импортозамещение" больше не совокупность экспериментальных проектов и рискованных инвестиций, а полноценный процесс, перекраивающий всю экономику. Серьезно изменились финансовые обстоятельства, в которых власть и бизнес России решают свои задачи. В такой ситуации роль и влияние администраций и отдельных чиновников на местах значительно возрастают. Перемены явно открыли новые возможности для регионов и городов, которыми глупо было бы не воспользоваться. Способствуют ли усилия саратовских чиновников тому, чтобы Саратов и область стали выгодоприобретателями этих изменений? Или мешают?
Ответы на эти вопросы тесно связаны с личностными и профессиональными качествами тех, кто в настоящее время управляет структурами власти, ответственными за развитие экономики.
Времена, когда кресла министров в Саратовской области занимали харизматические личности с яркой индивидуальностью, давно прошли. Со времен губернаторства Валерия Радаева регион живет с безликими бюрократами, которые скудно, плохо и редко говорят, стараясь максимально спрятаться за бюрократическими речевыми штампами, и действуют исключительно в траектории должностных инструкций и предписаний свыше.
В прежние десятилетия министры экономического блока в Саратовской области активно выступали в СМИ. Было понятно, кто из них каких взглядов на экономику придерживается, какие ценности защищает, как и в чем видит перспективы развития региона и страны. Такие чиновники не боялись публично отстаивать свою точку зрения и вступать в дискуссии с коллегами, депутатами, журналистами и общественниками.
За прошедшие полтора десятилетия такие подходы в областной власти были искоренены. Со времен Радаева, который боялся журналистов (и не скрывал этого), исполнительная власть взяла курс на формальный стиль общения власти с прессой и населением.
Грибоедов в комедии "Горе от ума" вложил в уста своего героя Молчалина фразу "В мои лета не должно сметь свои суждения иметь…". Одним из представителей такого подхода выглядит нынешний министр экономического развития Саратовской области (ровно четыре года в должности!) Андрей Разборов. Время вынесло этого экономиста на руководящие посты. Но по его публичным проявлениям создается впечатление, что он до сих пор этого не осознал. Времена, когда в "его лета" нужно было по рангу и званию лишь молчать, давно прошли. Но при взгляде, например, на официальный канал министра в Telegram создается гнетущее впечатление.
"Сегодня на брифинге в Правительстве области рассказали о государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Саратовской области". "Вручили награды мастерам-ремесленникам". "Принимаю участие в работе российско-киргизской межрегиональной конференции". "Выступил на заседании Совета Саратовской областной Думы в Пугачеве". "Работаем в составе делегации во главе с губернатором Романом Викторовичем Бусаргиным в рамках XIX Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана". "Сегодня посетил завод "Аврора"". "В Саратовской области продолжается динамичное развитие сектора малого и среднего предпринимательства". "Для государственных и муниципальных заказчиков провели обучающий вебинар"…
Такой канал может вести клерк или пресс-секретарь, желающий победить в номинациях вроде "Самый скучный пресс-релиз" или "Серые будни серых людей".
За почти 30 лет трудовой деятельности господин Разборов отвлекся на реальный сектор лишь в 2001-2005 годах, когда, как указано в его официальной биографии, "занимал руководящие должности на предприятиях агробизнеса".
Все остальное время карьеры Андрей Разборов провел во власти. Начал работать в департаменте потребительского рынка администрации Саратова, затем переместился в министерство торговли области. После "предприятий агробизнеса" вернулся в правительство, но уже в министерство экономического развития. Потом снова перешел в администрацию Саратова, где дорос до должности главы комитета по экономике. А оттуда опять переместился в правительство, где в 2020 году стал министром экономического развития. Такая вот челночная карьера.
Рост таких людей как господин Разборов стал возможен в эпоху, когда яркие конкурентоспособные люди с амбициями предпочли уйти в бизнес и другие сферы деятельности, а "скамейка запасных" в органах региональной власти безнадежно опустела. Для полноты картины в случае Разборова есть и персональный элемент: одним из "двигателей" (если не основным) карьеры стала его мама Татьяна Разборова, более 20 лет возглавлявшая саратовскую областную профсоюзную организацию "Торговое Единство".
Было гладко на бумаге
Губернатор Роман Бусаргин 4 декабря на заседании Саратовской областной думы высказался о поддержке развития местного бизнеса.
"Органы власти являются не теми, кто зажимает его в тиски, а теми, кто всегда поможет и окажет поддержку. Считаю, что нам с вами, уважаемые депутаты, удается выдерживать этот баланс. Доказательством этого служит скачок в рейтинге инвестиционной привлекательности – 13-е место в России. Отмечу, что в 2020 году в похожих рейтингах мы были только на 33-й позиции", – заявил глава региона.
Среди решений, направленных на поддержку бизнеса, Бусаргин назвал налоговые каникулы и понижение ставки по упрощенной и патентной системам для различных категорий. А также пониженную ставку по налогу на прибыль (10 процентов) для малых технологических компаний на 2025-2030 годы.
По словам губернатора к уже существующим льготам постоянно добавляются новые меры поддержки.
С 2022 года доступны гранты молодым предпринимателям (от 100 до 500 тысяч рублей, общий объем поддержки с 2022 года свыше 21 млн рублей). Поддержаны проекты по созданию центра беспилотной авиации в сфере АПК, по развитию онлайн-школы для детей, проект в сфере ухода за пожилыми людьми и инвалидами.
Кроме того, с 2023 года реализуется программа "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в туристической отрасли".
Предпринимателям из этой сферы предоставляют займы до 3 млн рублей сроком до 2 лет по ставке 4% годовых. В 2024 году лимит повышен до 5 млн рублей, ставка снижена до 1%.
Начальник Разборова Роман Бусаргин тоже почти всю свою жизнь провел в кабинетах и коридорах власти. В его биографии нет отвлечений на то, что принято называть "реальный сектор". Он не работал ни в крупном бизнесе, ни в социальной сфере. Бусаргин – профессиональный чиновник, поэтому вынужден всецело доверять отчетам, которые для него готовят внешне лояльные подчиненные.
По этим отчетам, приведенным выше, приятно делать вывод, что с экономикой в Саратовской области все в порядке, а с поддержкой бизнеса – тем более.
Но эта картина начинает сыпаться, если хотя бы немного пропускать официальные цифры через фильтры реальности.
Что такое 3 млн рублей займа, если речь идет о туризме? На такие деньги сложно купить даже одно новое транспортное средство для перевозки туристов и гостей региона, например. Или как следует отремонтировать старую турбазу. Да это значительно меньше годовой зарплаты самого министра Разборова!
21 миллион рублей, которые выделили на гранты молодым предпринимателям, – это сама по себе небольшая сумма. Кроме того, немалая часть этого ушла на социальное предпринимательство, "налоговый выхлоп" от которого в будущем стремится к нулю.
30 миллионов рублей на поддержку лизинга при нынешних ценах на все и вся, включая отечественную технику, тоже довольно смешная сумма.
На фоне этих цифр становится понятно, что роль и место региональных чиновников, отвечающих за развитие экономики, не так просты, как кажется. Но именно поэтому они столь важны.
Деятели регионального правительства не имеют возможностей влиять на реализацию огромных федеральных программ, в том числе по поддержке малого и среднего предпринимательства. Федеральная власть реализует эти проекты так, как считает нужным. То же самое делают бизнес-структуры национального и межрегионального масштаба – крупнейшие и крупные предприятия, госхолдинги, торговые сети, банки, маркетплейсы. Они руководствуются собственной статистикой, стратегиями и планами.
Внимание чиновников областного уровня к разного рода микро-предпринимательству, народным промыслам и ремесленникам важно. Но когда оно становится избыточным, то тоже превращается в бессмыслицу, поскольку такое предпринимательство значимо в первую очередь как форма занятости (точнее, самозанятости) граждан. Это влияет на социальную стабильность, но не имеет заметного воздействия на наполнение бюджетов, налоговые сборы и значимые инвестиции.
Получается, что самая важная территория ответственности и работы региональных чиновников – средний (особенно местный) бизнес и реальная работа по созданию и поддержанию тех точек и зон роста на местах, которые регионам дала возможность инициировать федеральная власть.
Как и чем "затащить" и переманить на территорию нашего региона предпринимателей из соседних областей, которые хотят вкладывать в развитие новых производств? Почему бизнес-проекты, которые могут "выстрелить", должны предпочесть Саратовскую область, а не ее соседей?
Федеральный центр дал рычаг региональным властям в этом отношении, разработав законодательство и меры поддержки для создания в провинции особых экономических зон (ОЭЗ) и "территорий опережающего социально-экономического развития" (ТОСЭР).
Именно к таким формам развития экономики должно быть привлечено максимум внимания чиновников уровня Андрея Разборова. Но если присмотреться к реалиям, то именно к ним, кажется, оно привлечено меньше всего.
Убывающий рост
Статус ТОСЭР (другой вариант названия – ТОР, "территория опережающего развития") получают конкретные города, населенные пункты или места в стране, где сложная социально-экономическая ситуация, и которым в связи с этим нужна дополнительная поддержка.
Разумеется, такие территории можно просто более обильно "посыпать" бюджетными деньгами, чтобы выравнивать ситуацию по сравнению с другими. Но сами по себе такие действия не создают экономический рост.
Поэтому власти решили сделать так, чтобы эти территории стали более привлекательным для предпринимателей. В качестве механизма увеличения такой привлекательности были избраны комплекс налоговых льгот и особый правовой режим.
Для регулирования ТОСЭР принят федеральный закон 473-ФЗ "О территориях опережающего развития", который действует с конца 2014 года.
В числе преференций для бизнеса на таких территориях снижены страховые отчисления и налог на прибыль, в первые пять лет не взимается налог на имущество и земельный налог. Есть и другие льготы. В том числе льготное (или вовсе бесплатное) подключение к электро-, водо-, газоснабжению, льготная аренда участков (по сниженной стоимости или бесплатно), более мягкий режим контроля со стороны госорганов.
В России статус ТОСЭР имеют более 100 территорий.
Постановлением Правительства РФ от 27.09.2017 N 1166 (ред. от 21.07.2023) статус ТОСЭР в Саратовской области получил город Петровск.
В нашем регионе это единственный населенный пункт, который является такой специальной экономической зоной. Но с превращением Петровска в "новый Клондайк" что-то пошло не так.
В официальном Telegram-канале областного министерства экономики последний пост про ТОСЭР в Петровске вышел в декабре 2022 года.
С тех пор, похоже, Петровск министерству, его руководству и администрации Саратовской области в целом как точка экономического роста не интересен.
В первый год создания Петровской ТОСЭР в 2017 году там планировали выпускать биодизельное и газомоторное топливо, запчасти для "КамАЗов" и сыр. А потом и фуа-гра. Чиновники сообщали, что объем привлеченных в Петровск инвестиций составит не менее 7,6 млрд рублей, а резиденты дадут городу 600 новых рабочих мест.
Уже в следующем году ожидания урезали до 2,1 млрд рублей инвестиций и 82 рабочих мест. Дальше события развивались еще менее жизнерадостно. Одни резиденты ушли, другие обанкротились.
2024 год Петровская ТОСЭР заканчивает с двумя резидентами. Это особенно печально в связи с тем, что в подобных зонах соседних регионов экономическая и производственная жизнь кипит намного более активно. Такие сравнительные итоги заставляют думать, что реальной целью для местной власти по созданию Петровской ТОСЭР было не экономическое развитие, а просто соответствие общему тренду. Центр велел "Создавайте территории опережающего развития" – наши создали и отчитались об этом. Два резидента по итогам семи (!) лет существования экономической зоны – прискорбный результат.
Предпринимательство, безусловно, рискованный вид деятельности. Никто не гарантирует, что новый резидент добьется тех целей, которые декларирует. Но имея город со специальными льготными режимами, областная власть была обязана неустанно искать новых резидентов. Поскольку даже 2-3 действительно крупных удачных проекта смогли бы не просто вдохнуть в Петровск новую жизнь, но и сделать его важной точкой на экономической карте Саратовской области.
Срок существования Петровской ТОСЭР заканчивается в декабре 2024 года.
В этой ситуации логично было бы видеть, как минимум, в последние полгода какую-то серьезную активность местной власти и в первую очередь министра Андрея Разборова в пользу того, чтобы ТОСЭР в Петровске продолжила свою работу. Включая новости о том, что областная власть уже направила в центр все необходимые документы для этого. Ведь продлить срок действия специальной экономической зоны намного проще, чем создавать ее заново. Поскольку управлением ТОСЭР занимается в России именно федеральная власть, то и взаимодействовать с ней, лоббируя интересы региона в целом и Петровска в частности, должны именно люди на уровне областного правительства.
Однако, судя по молчанию и тишине по этой теме в официальных новостях, пресс-релизах и каналах коммуникации чиновников Бусаргина с населением, перспективы Петровска сохранить статус ТОСЭР минимальны.
Зона неуверенного приема
Довольно бледно на фоне других регионов выглядит и работа местной бюрократии по развитию саратовской особой экономической зоны (ОЭЗ) "Алмаз".
Зона создана постановлением Правительства РФ от 27 мая 2020 года № 763 на территориях Энгельсского, Балаковского муниципальных районов и муниципального образования "Город Саратов".
В границы созданной ОЭЗ в Саратове входят земельные участки АО "НПП "Алмаз", АО "НПП "Контакт", АО "ЦНИИИА", АО "СЭП", в Энгельсском районе – площадка ООО ЭПО "Сигнал", в Балаковском районе – земельный участок в Быково-Отрогском муниципальном образовании.
У резидентов ОЭЗ тоже есть налоговые льготы (нулевая ставка по региональной составляющей в течение пяти лет и рост в дальнейшем, нулевая ставка по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам и т.п.).
Саратовская зона действует с 2020 года. Как сообщил на одном из мероприятий министр Андрей Разборов, резидентами этой особой зоны региона являются 7 предприятий, которыми создано 274 новых рабочих места.
Резиденты зоны – АО "НПП "Алмаз", АО "НПП "Контакт", ООО "ИнфоТех Балаково", ООО "СПИЦ", ООО "Экоцинк", ООО "СКЗ" и ООО "ПроектКомплектСтрой".
Конечно, это "лучше, чем ничего". Но, например, на фоне особой экономической зоны "Алабуга" у соседей по Поволжью в Татарстане наша "зона" выглядит более чем скромно.
Ведь в "Алабуге" действуют порядка 40 уникальных импортозамещающих производств и там создано свыше 17 тысяч рабочих мест.
В ОЭЗ "Новгородская", которая была создана на год позже нашей, по данным региональной власти, построен производственный корпус площадью 38 тысяч кв.м., который полностью заполнен резидентами. Их в зоне 11.
На днях стало известно, что в Саратове остановило работу легендарное местное предприятие "Саратовский институт стекла". По официальным сведениям, на нем работают 436 человек.
То есть, остановка одного завода, который не входит ни в какие ТОСЭР и ОЭЗ, с точки зрения занятости обрушивает весь положительный эффект от создания ОЭЗ и даже сокращает общее количество людей, занятых в местной промышленности.
Почему так медленно развивается саратовская особая экономическая зона? Что ей мешает разрастаться активнее? Где и в чем мы проигрываем конкуренцию соседям, если они (и не только в Татарстане) развиваются очевидно лучше? Какие усилия должны предпринимать органы муниципальной власти, чиновники правительства области, депутаты всех уровней для того, чтобы прирост резидентов ОЭЗ "Алмаз" не составлял в будущем одну единицу в год, а был в разы активнее?
В медиа-поле Саратовской области нет даже попыток обсуждения этой темы, в том числе с участием и по инициативе профильного министра.
Прогноз отсутствует
В свете таких вопросов становится понятным и другое важнейшее направление работы экономических чиновников на местах – это анализ и прогнозирование. Россия слишком огромная и сложно устроенная страна, чтобы в регионах полностью полагались лишь на федеральные прогнозы и оценки, не обращая внимания на местные особенности.
Но в нашем регионе прогнозы отсутствуют в принципе, равно как и анализ.
Как отразились на экономике Саратовской области почти три года СВО в целом и в разрезе отдельных отраслей? К каким структурным изменениям привели новые огромные расходы государства? Как всё это влияет на потребительский рынок? Какие тенденции, которые раскроются в будущем, заметны на нем уже сейчас? Какие есть точки роста? Никаких попыток общественного обсуждения на эту тему нет. Круглые столы с участием министра экономики и его подчиненных, открытые заседания экспертных сообществ, встречи чиновников с бизнесом в Саратове отмерли совершенно.
Министр публично лишь отрабатывает повестку в необходимом объеме. "Приехали" (в Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан etc.), "уехали", "доложили", "вручили награды". Огромная область не понимает, что происходит с ее экономикой, как она меняется и что с ней будет происходить в дальнейшем при развитии разных сценариев.
Не надо быть специалистом, чтобы понимать: страна вступила в период глобальных экономических изменений.
Санкции и сложности финансовых отношений с внешним миром, высокие ставки по кредитам для бизнеса, замирающая из-за неподъемных условий ипотека, очевидный кризис в строительной индустрии Саратовской области – всё это и многое другое значительно усложнило ситуацию в экономике.
В таких условиях экономическим блоком огромного по территории субъекта Федерации должны заниматься люди активные, амбициозные, волевые, способные на быструю реакцию по ситуации и в связи с быстро меняющимися условиями. Андрей Разборов к их числу, судя по его проявлениям, увы, не относится.
Если губернатор и дальше будет поддерживать подобную кадровую политику, при любом значимом изменении ситуации министерство быстро превратится в ведомство сначала тормозящего, а потом и отстающего развития.