Неестественная монополия

Из чего складываются доходы саратовских нотариусов

Материал подготовила Юлия КЛИМЕНКО

Публикация ИА "Взгляд-инфо" "По принципу крови" – о закрытости и клановости саратовского нотариата – вызвала многочисленные отклики в интернете. Причем основной темой обсуждения стали высокие тарифы на услуги правового и технического характера, которые значительно превышают государственные пошлины за нотариальные действия. Об этом сообщали пользователи из разных регионов и предлагали сравнить стоимость таких услуг в субъектах РФ. Идя навстречу пожеланиям читателей, мы провели сравнительный анализ тарифов на наиболее востребованные нотариальные услуги в Саратове и у наших ближайших соседей – в Пензенской, Ульяновской, Самарской, Волгоградской, Воронежской областях, а также в Москве (данные размещены на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты).

 

Тарифы на услуги правового и технического характера (руб.)

По данным Минюста России, в 2019 году валовой доход отечественных нотариусов составил 69 миллиардов 679 миллионов 733 тысячи рублей. Большая часть этой суммы – 48 миллиардов 339 миллионов 692 тысячи – поступила в качестве оплаты услуг правового и технического характера.

Согласно официальной информации, по состоянию на 31 декабря 2019 года, количество действующих нотариусов в стране достигало 7945. Получается, что средний доход каждого из них составил в минувшем году 8,7 миллиона рублей, из которых более 6 миллионов принесли те самые услуги правового и технического характера.

Вместе с тем Верховный суд РФ неоднократно высказывался о недопустимости навязывания подобных услуг.

По данным Минюста России, в 2019 году валовой доход отечественных нотариусов составил 69 миллиардов 679 миллионов 733 тысячи рублей. Большая часть этой суммы – 48 миллиардов 339 миллионов 692 тысячи – поступила в качестве оплаты услуг правового и технического характера.

"Лицо, обратившееся к нотариусу, не связано необходимостью получения от нотариуса, помимо нотариальных действий, дополнительно услуг правового или технического характера. Получение этих услуг для лица, обратившегося к нотариусу, носит исключительно добровольный характер: при его несогласии с формой, структурой, размерами оплаты этих услуг и прочими условиями такие услуги не оказываются, а их навязывание нотариусом недопустимо. Лицо, обратившееся к нотариусу, вправе при необходимости самостоятельно осуществлять соответствующие действия.

<…> В соответствии с законом предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера не являются обязательными, они не входят в содержание нотариальных действий, определяемых в соответствии со статьями 9, 16, 48, 50 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, что их получение в конкретной правовой ситуации зависит от согласия лица, обратившегося к нотариусу", – говорится, например, в определении судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ № 53-КГ18-16 от 24 июля 2018 года.

Однако после внесения в августе 2018 года изменений в ст. 22 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" взимание платы за дополнительные услуги было фактически узаконено.

В статью "Оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности" добавили часть 6 следующего содержания:

"Нотариусу, занимающемуся частной практикой, в связи с совершением нотариального действия оплачиваются услуги правового и технического характера, включающие в себя правовой анализ представленных документов, проектов документов, полученной информации, консультирование по вопросам применения норм законодательства, осуществление обязанностей и полномочий, предусмотренных законодательством, в связи с совершением нотариального действия, изготовление документов, копий, скан-образов документов, отображений на бумажном носителе образов электронных документов и информации, полученной в том числе в электронной форме, техническое обеспечение хранения документов или депонированного имущества, в том числе денежных сумм, иные услуги правового и технического характера".

Иными словами, чуть ли не сам факт прочтения нотариусом принесенного клиентом документа считается теперь правовым анализом и расценивается как дополнительная услуга, требующая отдельной оплаты.

Впрочем, "совершенствование" денежного оборота в этой сфере еще не завершено.

В начале июня этого года в Госдуму внесен законопроект о введении единого нотариального тарифа. Его авторами значатся вице-спикеры Совета Федерации Николай Федоров и Николай Журавлев, председатель комитета СФ по конституционному законодательству Андрей Клишас, сенаторы Владимир Полетаев, Максим Кавджарадзе и Сергей Фабричный.

Они предлагают сделать обязательными перечисленные выше услуги и предлагают внедрить единый нотариальный тариф. По задумке представителей Совфеда, он включит в себя госпошлину и оплату услуг правового и технического характера, которая будет именоваться "региональным тарифом".

Такое впечатление, что стоимость услуг определяется произвольно, точнее, по желанию членов региональных нотариальных палат. И вряд ли в случае принятия законопроекта о едином тарифе эта практика изменится. Разве что аппетиты фактических монополистов вырастут.

Все это, как полагают законотворцы, позволит "обеспечивать устойчивое функционирование и развитие единой информационной системы нотариата, выполнение социальных обязательств нотариусов, страхование профессиональной деятельности, содержание нотариальных архивов и обеспечение льгот по уплате государственной пошлины для 16 категорий физических и юридических лиц, предусмотренных законодательством РФ".

А главное – усилит контроль за экономической обоснованностью тарифов, сделав более прозрачным порядок формирования оплаты нотариальных действий, и "повысит доверие общества к профессиональной деятельности нотариуса".

При этом в пояснительной записке к документу его авторы утверждают, что нотариальные палаты субъектов РФ ежегодно устанавливают размеры платы за оказание услуг правового и технического характера учетом текущей социально-экономической ситуации каждого региона, характеризуемой прожиточным минимумом в регионе, среднего числа нотариальных действий, приходящихся на одного нотариуса".

Позволим себе в этом усомниться. Судя по таблице, расценки нотариусов никак не привязаны к прожиточному минимуму в регионах. Трудно поверить, что, например, жители Пензенской и Саратовской областей (прожиточный минимум трудоспособного населения – 10396 рублей и 10615 рублей соответственно) платежеспособнее москвичей (20361 рубль).

Такое впечатление, что стоимость услуг определяется произвольно, точнее, по желанию членов региональных нотариальных палат. И вряд ли в случае принятия законопроекта о едином тарифе эта практика изменится. Разве что аппетиты фактических монополистов вырастут. Как гласят нормы действующего законодательства, "отношения, связанные с оплатой нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства".

Источник

Федеральная нотариальная палата
Comments (0)
Add Comment