Саратовское правительство сорвало знаковый федеральный проект
В конце минувшего марта мы все получили грозное и ужасающее напоминание о том, что вопросы безопасности должны оставаться первоочередной задачей общества и всех институтов власти. Страшный теракт в "Крокус Сити Холле" вернул в актуальную повестку вопросы экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации. А также заставил всех в очередной раз задуматься о том, что траурных мероприятий во многих случаях по стране можно было бы избежать, если бы эффективно действовали системы своевременного предупреждения, видеонаблюдения и анализа. В том числе, с помощью современных компьютерных систем. Для этих целей в России уже много лет в масштабе всей страны реализуется проект "Безопасный город". Трагедия в Подмосковье, а также последние громкие ЧП, конфликты и массовые драки в центре Саратова – это не только повод вспомнить о нем. Но и внимательно присмотреться к тому, с какими же результатами "Безопасный город" был реализован местными чиновниками по состоянию на середину 2024 года.
Что такое "Безопасный город"?
Официальное название проекта – это аппаратно-программный комплекс (АПК).
То есть, это совокупность современной техники и программных средств, которые должны облегчать работу городских ведомств и служб по защите безопасности населения.
Как указано в большинстве официальных документов, задачи АПК "Безопасный город" – это обеспечение общественного порядка в местах массового пребывания граждан, безопасность объектов особой важности, повышение безопасности дорожного движения, снижение количества ДТП и "тяжести их последствий", обеспечение безопасности образовательных учреждений, личной жизни и имущества граждан, обнаружение фактов угона автомобилей и т.п.
Проще говоря, "Безопасный город" должен в идеале предотвращать и помогать эффективно устранять последствия всего, что угрожает жизни и здоровью россиян. Разнообразные аварии (на электросетях, тепловых магистралях и т. д.), выбросы вредных для человека веществ, пожары, подтопления, криминальные ситуации – всё это тоже сферы применения АПК "Безопасный город".
Самые очевидные технические средства, которые должны быть задействованы в таком проекте, – это камеры видеонаблюдения.
Но на самом деле в идеале АПК должен быть большой системой, в которой собраны в единый комплекс тысячи самых разных датчиков и всевозможных единиц оборудования. Система сама должна заниматься мониторингом огромного объема входящей информации, анализировать ее по специально разработанным протоколам и обращать внимание людей в те моменты и в тех ситуациях, когда это действительно критически важно и необходимо.
Вопросы к чиновникам
В Саратовской области проект АПК "Безопасный город", если судить по архивам СМИ, развивают уже с десяток лет.
С учетом возрастающих рисков для граждан (в том числе в связи с геополитической обстановкой) ИА "Взгляд-инфо" адресовало губернатору Роману Бусаргину следующие вопросы.
1) Какое количество средств областного и иных бюджетов было потрачено в 2020, 2021, 2022 и 2023 годах на внедрение и поддержание работоспособности АПК "Безопасный город"?
2) Какое количество камер видеонаблюдения установлено в местах общего пользования в городах Саратов, Энгельс и Балаково в рамках внедрения АПК "Безопасный город"?
3) Какое количество этих видеокамер в настоящее время находится в работоспособном состоянии?
4) Какие части АПК "Безопасный город" в настоящее время не функционируют и по какой причине?
5) На балансе каких структур (муниципалитетов, правительства Саратовской области) находятся видеокамеры АПК "Безопасный город"?
Ответ на эти вопросы редакции предоставило управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения правительства Саратовской области, недавно сменившее название на управление региональной безопасности.
Забегая вперед, можно сказать, что многие вопросы, к сожалению, остались без содержательных ответов. Но даже та часть фактов, которую приводит подразделение правительства Бусаргина, должна заставить саратовскую общественность всерьез задуматься о том, что же происходит в регионе с обеспечением безопасности, и начать собственные действия, чтобы побудить чиновников исполнять свои обязанности.
Управление видит аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" как "единую информационную среду, обеспечивающую эффективное и незамедлительное взаимодействие всех сил и служб, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания".
"Создание АПК "Безопасный город" включает в себя построение нескольких отдельных элементов:
– системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" Саратовской области;
– информационной системы "Росгидромет";
– системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров;
– системы автоматизации управления станциями скорой медицинской помощи;
– подсистемы интеллектуального видеонаблюдения;
– подсистемы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения;
– подсистемы мониторинга состояния сети теплоснабжения".
Начало, что называется, хорошее.
При этом даже не специалистам понятно, что задача интеграции уже установленных в регионе в разные годы нескольких систем видеонаблюдения от разных производителей, разного типа и времени производства в рамках одной системы, – это нетривиальная задача. Чтобы прикрутить к такому сложному набору видеопотоков аналитику, их еще для начала надо хотя бы свести воедино.
Но, похоже, что в таком виде задача в нашем регионе еще долго не встанет, поскольку совершенно не понятно даже то, как обстоят дела с числом установленных и действующих видеокамер.
Чтобы прочувствовать все аспекты этой ситуации, нужно немного отмотать назад события последних лет.
Не счесть алмазов в каменных пещерах
Смешно сказать, но еще семь лет назад на тот момент зампредседателя правительства области Александр Буренин был "обеспокоен угрозой фиаско "Безопасного города".
В июне 2017-го в беседе с корреспондентом ИА "Взгляд-инфо" он посетовал на то, что "много камер в Саратове не работают, и они пока не восстановлены".
"Было принято решение рекомендовать городу передать камеры к нам в область. Там столько проблем, что однозначного решения нет. Эти камеры установлены в 2010 году, многие из них не могут сопрягаться с теми электронными системами, которые установлены позднее. Это одна из серьезнейших проблем. Сейчас технари разбираются", – заявил тогда Буренин.
Еще большее впечатление производит более ранняя публикация – за февраль 2017 года, под заголовком "Половина камер системы "Безопасный город" в Саратове требует ремонта".
В ней освещено межведомственное совещание по внедрению аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".
Представитель ГУ МВД региона Вадим Егоров на нем, в частности, рассказал, что "сейчас (на середину февраля 2017-го, – авт.) в Саратове по программе "Безопасный город" размещено 145 камер видеонаблюдения, 76 требуют ремонта. В Энгельсе 40 камер, не работают четыре".
Обратили внимание на цифру "145"? Запомните ее, она важна для понимания реальных усилий местной власти в пользу безопасности саратовцев.
Разумеется, в Саратове установлены и действуют намного больше видеокамер. Причем многие из них были размещены муниципальными и госорганами власти в рамках других проектов по обеспечению безопасности.
Кто их контролирует? В какие сети они связаны? Куда уходит и где хранится информация, которую эти камеры фиксируют? Как это всё помогает или не помогает безопасности в городе?
Одна из попыток разобраться в этом хозяйстве была предпринята журналистами ИА "СаратовБизнесКонсалтинг" в статье за 13 октября 2021 под названием "Видимость наблюдения. В Саратове работает только треть городских уличных камер".
Кроме факта, на который указывает сам заголовок, в статье есть упоминание о том, что уличные камеры в Саратове "оказались никому не нужны": "Город хотел сплавить их области, а регион не горел желанием их принимать".
Речь идет о сети камер, установленных еще в 2010-2013 годах в рамках областных и ведомственных целевых программ (по усилению борьбы с преступностью, профилактике терроризма и экстремизма). По данным СарБК, в систему "вроде бы входили" 138 камер, но их судьба "скрыта туманом". Да и работала ли эта система – "тоже вопрос".
"Весной 2019 года на одном из заседаний в Саратовской городской думе представитель полиции признался, что был период, когда в городе работало только 35 камер. Затем выделенные в 2018-м средства помогли "завести" еще 95 устройств. А через некоторое время из строя вышли 25 камер. О том, кто и кому тогда выделял средства на ремонт камер, представитель полиции не уточнял", указано в статье.
"По данным управления обеспечения безопасности жизнедеятельности населения правительства Саратовской области, на территории региона функционирует более 20 тысяч камер видеонаблюдения, принадлежащим организациям и учреждениям различных видов собственности", пишет агентство.
В другой статье на тему видеонаблюдения, которую СарБК опубликовало еще через два года, указано, что "Аппаратно-программный комплекс "Безопасный город", который предусматривает создание многозадачной системы видеонаблюдения, в Саратовской области находится в стадии проекта". "Как отвечают в правительстве области, сейчас "осуществляется проработка различных вариантов построения АПК" и "определение источников его финансирования".
Это упоминание выглядит странным уже само по себе. Ведь если "Безопасный город" реализуется в Саратовской губернии уже много лет, и еще в 2017 году господин Буренин опасался его "фиаско", то как же так получилось, что по состоянию на декабрь 2023 года он все еще "находится в стадии проекта"?
Коллеги указывают, что на свой новый запрос спустя два года после упомянутой выше статьи получили ответ, в котором просто скопированы данные о том, что на территории региона "функционирует более 20 тысяч камер видеонаблюдения, принадлежащим организациям и учреждениям различных видов собственности". Как будто никаких изменений по численности приборов и сложности системы вообще не произошло.
Terra incognita
Так сколько камер вообще есть в распоряжении у органов власти в нашем регионе? В какие сети и каким образом они выстроены? Кто их контролирует? Как они сопряжены с АПК "Безопасный город"?
Официальные данные правительства Романа Бусаргина в ответ на запрос ИА "Взгляд-инфо" прояснить это абсолютно не помогают.
Управление региональной безопасности пишет нашему СМИ следующее: "По информации, полученной министерством цифрового развития и связи области от органов местного самоуправления, на территории региона функционируют камеры видеонаблюдения в следующем количестве: в г. Энгельсе – 127 видеокамер, в г. Саратове – 140 и в г. Балаково – 25 видеокамер. Основными балансодержателями указанных камер видеонаблюдения являются органы местного самоуправления и другие органы власти в пределах своих полномочий".
А теперь вспомним цифру "145", с совещания в начале 2017 года. Прошло семь (!) лет, а в Саратове, как отчитывается ведомство, действует 140 камер. Было 145 (из которых функционировала половина). А стало 140. Вот это "прогресс"…
Такие цифры выглядят еще более нелепо и странно, если принимать во внимание другие заявления представителей власти.
В частности, по данным местного правительственного СМИ "Регион-64" в декабре 2021 года полпред президента в ПФО Игорь Комаров в режиме видео-конференци провел совещание с главами регионов Приволжья именно по теме реализация проекта "Безопасный город". В мероприятии принял участие губернатор Валерий Радаев.
В сообщениях о совещании указано, что в Саратовской области для внедрения комплекса "Безопасный город" были выбраны Саратов, Балаковский район и ЗАТО Светлый.
"Предусмотрена установка, подключение и интеграция в единую систему 3985 камер наружного видеонаблюдения, в том числе 2530 камер "умных домофонов", с функциями анализа аудио- и видеопотоков, распознавания номерных знаков транспортных средств и распознавания лиц.
Также будут установлены камеры контроля пассажиропотока на входе в аэропорт "Гагарин", 16 камер лесопожарного мониторинга, 61 комплекс фотовидеофиксации нарушений ПДД".
Почти 4 тысячи камер, пусть даже и в основном в домофонах, – это уже намного лучше, чем пресловутые 140.
Но были ли они установлены и активированы в рамках АПК "Безопасный город"? Если да, то почему управление региональной безопасности "не видит" их и не включило данные о них в ответ на запрос нашей редакции?
Если их не установили, то почему это произошло?
Вот такое "кино"
140 камер, которые, по данным правительства, действуют сейчас в Саратове в рамках АПК "Безопасный город", выглядят безнадежно плохо. Ведь для такого большого города как Саратов, да еще и с такой огромной территорией, как теперь, их должно быть на порядок больше.
Одна лишь самая востребованная горожанами часть пешеходного кольца, от площади Кирова до "Липок", включающая проспект Столыпина, требует как минимум сотни камер. Ведь именно эта территория – важнейшее "место массового скопления людей", где постоянно происходят конфликты, стычки и драки.
Один из самых громких примеров последнего времени там – это ЧП на проспекте ночью в середине апреля 2024 года, когда после массовой драки водитель легкового автомобиля начал давить людей возле гостиницы "Волга".
Когда толпа устроила драку, один из участников сел за руль машины и на большой скорости начал движение, пытаясь задавить других, сначала по круговой траектории, а затем задним ходом.
Современная видеотехника такова, что позволила бы правоохранителям и другим представителям власти видеть это ЧП как самый навороченный блокбастер с обзором со всех мыслимых точек. Но картинка, разумеется, в таких ситуациях важна не сама по себе, а в первую очередь для того, чтобы в реальном времени понимать происходящее, привлекать специалистов чрезвычайных служб, оценивать ущерб, помогать пострадавшим и наказывать виновных, выявляя их быстро и эффективно. Именно для этого Саратову и нужен действующий АПК "Безопасный город" с множеством видеокамер, с современными компьютерными программами мониторинга и анализа.
Но о какой эффективности можно говорить, если в середине 2024 года правительство сообщает, что в рамках АПК в самом крупном городе региона задействованы лишь жалкие 140 камер?
О том, как сильно интересуется темой АПК "Безопасный город", например, администрация Саратова, исчерпывающее понимание даёт поиск информации об этом на ее сайте.
По результатам видно, что этой темы ни в повестке внимания, ни в значимых для муниципалитета новостях в последние годы нет совсем.
Островное мышление
Понятно, что Саратов бессмысленно и нелогично сравнивать с Москвой, например. Ведь у столицы другие функции, а концентрация людей там больше в несколько раз. Именно поэтому масштаб финансирования любых мероприятий и средств для безопасности (включая "Безопасный город") там выше, а системы (та же система распознавания лиц) и задачи сложнее.
Но хотя бы на ближайших соседей-то можно равняться?
По данным СМИ соседней Самарской области, АПК "Безопасный город" там развивается, как и у нас, с 2017 года. При этом система включает в себя уже 994 камеры видеонаблюдения, 98 пультов экстренной связи "Гражданин-полиция" (ПЭС), которые установлены в местах массового скопления людей (остановки общественного транспорта, спортивные объекты, городские площади, парки, скверы, объекты транспорта и др.).
К АПК "Безопасный город" подключены камеры больниц, торговых центров, аэропорта, речного вокзала, крупнейших гостиниц, стадионов и городских систем видеонаблюдения Самары, Тольятти, Новокуйбышевска и Сызрани.
Видеокамеры, которые планируется установить в Самаре в этом году, имеют возможность оптического увеличения изображения и настройки различных функций видеоаналитики (детекторы движения, оставленных предметов, проникновения в запрещенную зону и т.д.).
На этом фоне уже не кажется достижением то, что в Саратове так удобно снимать телесериалы о лихих 90-х.
Гедонизм важнее
Еще один важный вопрос – финансирование программы.
В ответе из правительства на запрос редакции указано следующее: "Из средств областного бюджета в период с 2020 по 2023 годы выделено 250,0 тыс. рублей на разработку проектно-сметной документации опытных участков АПК "Безопасный город" на территории пилотных муниципальных образований Саратовской области.
Кроме того, из областного бюджета ежегодно выделяются средства в рамках построения отдельного элемента комплекса, а именно, системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" Саратовской области. Всего за период с 2020 по 2023 годы на эксплуатацию и развитие системы выделено порядка 110,0 млн. рублей.
Остальные отдельные сегменты системы общественной безопасности АПК "Безопасный город" на территории области развиваются в рамках федеральных источников финансирования и областных государственных программ текущей деятельности соответствующих министерств, ведомств, органов местного самоуправления и организаций самостоятельно".
При взгляде на цифру в 250 тысяч (!) рублей, выделенных аж за 4 года "на разработку проектно-сметной документации опытных участков АПК "Безопасный город", сложно не вспомнить недавний громкий скандал с катером, в который угодило правительство Романа Бусаргина.
Официально судно было приобретено для нужд и работы Саратовской областной службы спасения. За 40 миллионов рублей.
Как писали региональные и федеральные СМИ, дорогостоящее судно для производства поисково-спасательных и водолазных работ подчиненные губернатора Бусаргина приобрели "в разгар спецоперации". В публикациях с иронией подчеркнули, что "на Волге спасать людей теперь будут на судне с мебелью из ценных пород деревьев", причем "спасенным предложат отдохнуть на кожаном диване, принять душ, воспользоваться кухней".
При сопоставлении расходов на один катер и проект системы, которая должна повлиять на жизнь сотен тысяч людей, комментарии становятся излишними.
Нет контакта
Отдельная тема – это проблемы во взаимодействии региональной исполнительной власти с правоохранителями.
Одним из вопросов редакции правительству был такой: обращалось ли руководство ГУ МВД по Саратовской области и когда в адрес исполнительной власти региона с просьбами о дополнительном финансировании АПК "Безопасный город", его частей и каков был объем запрашиваемого финансирования?
В ответе на запрос в ГУ МВД в адрес редакции сказано следующее:" ГУ МВД России по Саратовской области неоднократно поднимался вопрос развертывания на территории Саратовской области АПК "Безопасный город". Соответствующие обращения направлялись в адрес Губернатора Саратовской области и Правительства Саратовской области (в 2021, 2022, 2023 годах)".
Ответ управления правительства: "Обращений от ГУ МВД России по Саратовской области с просьбой о возможности финансирования построения АПК "Безопасный город" в адрес Управления обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства области не поступало".
При таком типе взаимодействия важнейших ветвей власти надеяться на быстрое и качественное развитие АПК "Безопасный город" в Саратове и области не приходится.
***
Базовый договор населения с бюрократией включает общее понимание того, что граждане передают функции по реализации своих потребностей в безопасности власти. Именно для того, чтобы государство силами своих мощных институтов и организаций защищало и оберегало, граждане платят ему налоги.
Безопасность – база любого развития. Красивые праздники, фестивали, песни, пляски и забеги – это прекрасно, но они – всегда "надстройка". Без защиты от внешних угроз и без действенного обеспечения правопорядка и безопасности на улицах, без действенной охраны детства, превентивной борьбы с бандитизмом и защиты людей от техногенных аварий и катастроф все фестивали и праздники становятся бессмысленными.
При анализе ситуации с проектом "Безопасный город" в нашем регионе и судя по тому, что происходит в Саратове, этот базовый договор с населением местные чиновники своим бездействием активно нарушают.