Кто мешает сделать Волгу туристическим брендом Саратова?
Страна переживает бум развития внутреннего туризма. Десятки регионов – от Камчатки до Дагестана – за два последних года сумели превратить свои природные достопримечательности и объекты материальной культуры в центры притяжения миллионов россиян. Залогом успеха стали политическая воля местных властей, льготы для бизнеса, создание инфраструктуры, улучшение качества сервиса, маркетинг. Есть субъекты, которые не сумели воспользоваться возможностями. В их числе – Саратовская область, вновь оказавшаяся вне общефедеральных трендов, имея при этом конкурентоспособный аргумент – Волгу. По официальным данным Росстата, число туристических поездок в наш регион стремительно снижается. Анализ же ситуации позволяет сделать печальный вывод: саратовская номенклатура и надзор не воспринимают организованный отдых на Волге (кроме личного) как нечто действительно значимое и способное формировать рост налогов, занятости, зарплат и доходов региона. А главное – на долгие годы брендировать Саратов как один из основных активов внутреннего туризма в России.
Профестивалились
Из данных, опубликованных Росстатом, следует, что Саратовская область оказалась на 10-м месте в ПФО и 49-м в РФ по числу турпоездок. Согласно документам госорганизации, в январе-июне в нашем регионе зафиксированы 342 267 туристических поездок. За аналогичный период 2023-го было совершено 385 870 поездок, а в 2022-м – 423 006.
Это показательный пример того, как, имея возможности нарастить приток туристов кратно, регион оказывается не просто с теми же цифрами, что и прежде, но даже с худшими показателями.
В таких случаях всегда логично говорить про комплекс причин. Рабочая гипотеза состоит в том, что мы имеем дело с долгосрочным эффектом невнимания властей (бонусом – нездоровое внимание надзорных органов) к материальной базе местной индустрии гостеприимства и отсутствием системных подходов.
Зачастую вместо развития туристической инфраструктуры бизнесмены вынуждены думать о коррупционных издержках. Ведь, позволим себе иронию, проблем не бывает лишь там, где прокурор, чиновник etc отдыхают.
Вторая глубинная причина – катастрофический деловой и инвестиционный климат в регионе, который не спасают даже помпезные презентации с участием петрушек на ВДНХ.
Фестивалить же для региональной бюрократии – это стиль и образ мысли, подлинное политическое дао.
Ведь Саратовская область, ведомая губернатором Валерием Радаевым и его преемником Романом Бусаргиным, вместо системных мер поддержки туриндустрии предпочитает проводить фестивали лопуха, топора, сапога и чего-то в этом роде.
А теперь к фестивалям у чиновников добавилась новая "любовь" – глэмпинги.
"Эксклюзивный опыт природного отдыха – вот что представляет собой глэмпинг. Эта новая концепция путешествий позволяет насладиться окружающей природой, не отказываясь от комфорта. Глэмпинговые лагеря предлагают все преимущества традиционного отеля и сервис высокого уровня. Главное преимущество глэмпинга в том, что жители и гости нашего региона могут насладиться красотами Волги и качественным бытовым сервисом одновременно", – источает елей министр культуры Наталия Щелканова в одном из недавних постов в своем телеграм-канале.
Почему же чиновников так впечатляют глэмпинги?
Ответ лежит на поверхности – федеральная поддержка данного туристического направления, дающая возможность региону получать гранты. Кроме того, эффективность работы различных областных министерств, среди прочего, оценивают по вовлеченности в такие госпрограммы.
Но почему-то в Саратовской области гранты на создание глэмпингов зачастую выигрывают представители номенклатуры и (бывшие) прокуратуры.
В их случае можно даже безнаказанно вырубить под строительство гектар-другой леса.
"Глэмпинги – это легкий способ попиариться, освоить по-саратовски, отчитаться, пустить пыль в глаза. Бенефициары этих грантов известны – среди них есть депутаты и прочие известные персонажи. А действительно важные и перспективные вещи – например, поддержка развития отдыха на Волге, остаются вне поля зрения. Потому что работать и думать надо, а не осваивать", – рассказывает источник ИА "Взгляд-инфо" в региональном правительстве.
Упущенные возможности
Бывшие советские и современные саратовские турбазы на Волге, которые во множестве есть на территории области, – очевидно "недоинвестированный" ресурс, на основе которого развивать туризм можно именно как экономическую отрасль. В этой работе мало "гламура" и сияющих огоньков для фото в соцсетях, зато много актуальных вопросов и необходимости занудно трудиться в рамках "межведомственного взаимодействия", чтобы владельцы турбаз превращали активы в значимый экономический ресурс.
Именно отсутствие такой важной работы и привело Саратовскую область к тому, что она имеет сейчас. Качественных и доступных турбаз сравнительно мало, мест на популярных турбазах нет. При этом объектов, в которые есть основания для вложения инвестиций, по всему региону полно.
Но дальнейшее расширение турбаз и желание (или нежелание) владельцев реконструировать и модернизировать свои объекты упирается в совершенно конкретные вопросы и проблемы. А они, в свою очередь, так или иначе упираются в неэффективность работы местных властей или их бездействие по ряду направлений.
"По уму" Саратовской области нужна отдельная комплексная программа (или проект) развития объектов отдыха, с упором на турбазы. С четким разграничением ответственности власти и бизнеса и системными подходами, которые помогут обеспечить развитие этой индустрии и повышение ее конкурентоспособности. Ведь конкурентами нашим турбазам являются такие же объекты во всех соседних регионах по Волге. А там во многих темах подходы гораздо более современные и амбициозные.
Объективная реальность состоит в том, что многие категории высокооплачиваемых бюджетников в обозримые годы не смогут выезжать за пределы страны. При этом их потребность в разнообразном отдыхе остается.
"Средний класс" в условиях девальвации рубля, логистических сложностей путешествий за пределы Родины и иных причин тоже будет больше и чаще путешествовать по России. А Краснодарский край, что называется, "не резиновый", и его курорты стремятся в категории дорогого отдыха.
Саратовская область – в полутора часах лета от Москвы, и она благодаря Волге по-прежнему остается важным претендентом на то, чтобы перечисленные выше категории сограждан регулярно и много оставляли тут денег в ходе отдыха.
Но как можно развивать качественный отдых на Волге, если судьба бизнеса зависит от капризов или мести руководства надзорных органов?
Туризм уперся в прокуроров
Характерный, но не единственный (!) пример в этом смысле – давление на собственника базы отдыха "Малиновка" в Энгельсе.
Как рассказал ИА "Взгляд-инфо" владелец объекта Юрий Аверкин, давление на "Малиновку" началось спустя пару недель после назначения новым прокурором Энгельса Дмитрия Журавлева. Тот лично явился "наводить порядок" на базе отдыха, прихватив с собой съемочную группу ГТРК "Саратов". Такое рвение Аверкин связывает не только с вероятным желанием Журавлева вступить с ним в товарно-денежные отношения, но и личной заинтересованностью первого заместителя прокурора области Иосифа Минеева, чья жена неудачно работала в структурах предпринимателя.
Когда владельцы мест отдыха узнают в новостях о том, что к их коллегам просто так пришли прокуроры и представители других надзорных структур, они "ставят на паузу" любые свои инициативы и планы по инвестициям.
Капитальные вложения в объекты отдыха – это не бизнес-проект по извлечению прибыли из передвижного автомобильчика с кофе. Чем больше вложения – тем дольше срок окупаемости (особенно в условиях нашего климата, где пик спроса все равно приходится на теплое время года), и тем важнее гарантии защиты прав собственников.
Если владелец турбазы встревожен, он не будет заниматься реновацией и реконструкцией своего имущества. Не станет привлекать архитекторов и ландшафтных дизайнеров для развития и изменения территории. Не станет заказывать новые готовые здания у производителей. Не будет тратиться на обновление и модернизацию инфраструктуры. Он предпочтет работать дальше с тем, что есть, – "до лучших времен".
Не добавляет предпринимателям оптимизма и сложившаяся система двойных стандартов, когда под лозунгом восстановления законности и порядка осуществляется кампания прессинга в отношении "избранных" турбаз. Причем, как правило, это ухоженные и развитые в инфраструктурном смысле локации. В других же случаях, как, например, с базой отдыха СГЮА "Юрист", где отдыхает и руководство прокуратуры, и другие представители истеблишмента, на очевидные нарушения Водного кодекса надзор не обращает внимания даже в случае публичной огласки фактов самоуправства. В результате те хозяйствующие субъекты, которые склонили голову перед подобной кампанейщиной, вынуждены закладывать в свои сметы коррупционные риски и делать это, разумеется, в ущерб инвестициям в развитие.
Получается, что в погоне за статистикой и удовлетворением личных амбиций прокуроры рушат целые отрасли региональной экономики, что уже, как неоднократно писал "Взгляд", произошло со строительной сферой. И в этой ситуации, каким бы неисчерпаемым ресурсом ни был бизнес, работать на экономику области в условиях чиновничьего бездействия и силового давления он попросту не сможет.
Сотни местных туристических баз, часть из которых, по-модному говоря, "не в ресурсе", – это те самые активы, которые способны приносить доходы эффективным владельцам, а региону – налоги, занятость, новые рабочие места и рост экономики.
Чем дольше местная власть будет игнорировать этот сегмент индустрии отдыха, а надзорники его "адресно" добивать, тем меньше шансов, что Саратовская область сможет подняться со дна федеральных и окружных рейтингов по численности туристов и количеству турпоездок.