Как бюрократия и система надзора усиливают негативный эффект коронакризиса
Бизнес-климат в Саратовской области на фоне пандемии, бездействия бюрократии и усиления административно-надзорного давления резко ухудшается. Об этом свидетельствуют результаты опроса ИА "Взгляд-инфо", проходившего с 22 сентября по 7 октября. "Региональные власти недостаточно заботятся о его улучшении", – этот вариант ответа стал самым популярным у наших читателей. Его выбрали 804 пользователя (31,6%) из 2543 респондентов. По мнению 621 проголосовавшего (24,4%), поддержка бизнеса в области сводится к пустым декларациям. Еще 593 участника опроса (23,3%) полагают, что саратовские предприниматели задыхаются под прессингом чиновников и силовиков. При этом лишь 525 респондентов (20,6%) уверены, что в регионе созданы все условия для успешного ведения бизнеса. Пессимистичный настрой саратовцев вполне объясним. Если в прежние годы губерния "славилась" самым сильным в стране административным давлением на предпринимателей, то теперь они оказались на грани выживания из-за коронакризиса, действий надзорных органов и несоблюдения моратория на банкротства. Федеральные и региональные меры поддержки стали определенным подспорьем, но возможный возврат ограничений из-за второй волны COVID-19 приведет к самым печальным последствиям для всей отечественной экономики.
Каждый второй – банкрот
"В случае ввода жестких ограничительных мер, таких как пропускная система, до 50% всех компаний малого и среднего бизнеса в России может обанкротиться", – такой прогноз дал "Известиям" председатель Бюро по защите прав предпринимателей московского отделения "Опоры России" Алексей Петропольский.
Так можно ли в принципе соблюсти баланс между заботой о здоровье людей и поддержкой бизнеса? Переживут ли очередное ужесточение ограничений саратовские коммерсанты? И стоит ли им рассчитывать на дополнительную помощь государства? За ответами на эти вопросы корреспондент нашего агентства обратился к региональному бизнес-омбудсмену Михаилу Петриченко.
По его мнению, сейчас определенные меры поддержки применяются избирательно, а в некоторых заложены большие риски.
"В Саратовской области, по сравнению с другими регионами, достаточно широкий спектр льгот и поддержек. А вот федеральные меры поддержки у нас применяются достаточно избирательно. До сих пор так и не была решена проблема по расширенным кодам ОКВЭД.
Если бизнес давно зарегистрирован, то был там код, скажем, для торговли 47, он потом расширялся, уточнялся, появилось расширение – до 6 знаков. Но оно не было учтено при принятий решений об оказании поддержки. Казалось бы, код один и тот же, но давали только по четырем знакам, а то, что выше – по формальным признакам не проходило. Фактически люди занимаются тем же самым, только в разное время были зарегистрированы", – говорит уполномоченный
"Есть еще одно опасное, на мой взгляд, направление, связанное как раз с получением мер поддержки, – это двухпроцентные кредиты на зарплату для предприятий, которые не вели деятельность. При этом они брали на себя обязательства по сохранению 90% от средней численности сотрудников. Бизнес-то малый, у них, может, 5-6 человек работают. Если один уволится, и в течение месяца они не успевают на это место кого-то принять, то возникает проблема – вместо 2% получается 15%. И, если деятельность не велась, то оборотных средств нет, и выплатить кредит предприниматели не смогут. Тут пострадавших будет гораздо больше – и банковский сектор несет риски достаточно большие, и предприниматели, которые взяли на себя эти обязательства. Поэтому выпадение в перспективе, конечно, будет однозначно", – пояснил наш собеседник.
Сегрегация предпринимателей
Поговорили мы с саратовским бизнес-омбудсменом о предложении председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко освободить от налогов ИП, а также малый и средний бизнес.
"Я бы индивидуальных предпринимателей, малый и средний бизнес вообще освободила от налогов. Потому что они и себя кормят, свои семьи кормят, и рабочие места создают", – процитировала "Российская газета" ее заявление на парламентских слушаниях по новому бюджету.
"Третий раз она высказывает эту идею. То, что предлагает Матвиенко, было реализовано в Казахстане, где на три года (с 2020 по 2023 – прим. ред.) освободили от налогов микро- и малый бизнес. В полном объеме этой реформы они до конца не выдержали: у кого-то остались льготы, у кого-то – нет. В полном объеме освободить бизнес от налогообложения, на мой взгляд, нереально", – считает Петриченко.
С его точки зрения, куда больший эффект окажет снижение штрафов за нарушения, выявленные в ходе контрольных проверок, и более взвешенный подход к назначению самих надзорных проверок и таких наказаний.
"Во вторник мы провели совет на базе правительства Саратовской области с приглашением всех контрольных органов по итогам контрольных проверок 2019 года. Хочется отметить, что в отношении бизнеса есть снижение административного давления. При этом административная нагрузка в плане штрафов остается высокой.
Штрафы бывают такие, что они выше налогов, которые платит предприятие в течение года. И вот эти наказания действительно могут оказаться в определенных случаях несовместимыми с жизнедеятельностью бизнеса", – констатировал Петриченко.
В перспективе и без того непростую ситуацию усугубит отмена единого налога на вмененный доход (ЕНВД), которым, по оценке нашего собеседника, "пользуется до 37% бизнеса". В результате часть предпринимателей уйдут в самозанятые, а остальные – на другие системы налогообложения, например, упрощенную и патентную, что приведет к серьезному расслоению бизнеса.
Думается, на все эти нюансы следует обратить внимание министерству экономического развития области. На первом этапе ведомство действовало чрезвычайно активно и оперативно отвечало на нужды и чаяния предпринимательского сообщества, разработав четыре пакета региональных мер поддержки. Но сейчас, к сожалению, эта активность снизилась. А между тем, с каждым днем увеличивается вероятность возвращения жестких ограничений. И сейчас как никогда необходима внятная, без популизма и пустых деклараций, стратегия, которая даст саратовскому бизнесу шанс на выживание.
Параллельно этому есть другой кейс – массированное наступление прокуратуры области на целые сегменты и отрасли региональной экономики. Такие действия создают условия для разорения стратегически важных предприятий, хотя в России, в период коронакризиса, официально действует мораторий на банкротство. Этой теме наше агентство посвятит отдельную публикацию.