Сам себе контролер

Кто и как проверяет качество ремонта саратовских дорог?

Материал подготовил Константин ХАЛИН

С наступлением весны в Саратовской области стартует сезон по масштабному ремонту автомобильных дорог. Традиционно в контроле качества подобного вида работ участвуют все кому не лень. Это и различного формата «околообщественники» с встроенными функциями контроля, и эксперты – часто без должного образования или опыта, не говоря уже о депутатах, чиновниках и других персонажах. Отдельно следует отметить контролирующие организации и условно независимый строительный контроль, проводимый коммерческими структурами на основании муниципальных контрактов с администрациями. При этом ответственность за качество строительства несут подрядчики и заказчики, которые подписывают прием объекта в эксплуатацию.

В этом обширном списке контролеров есть одно звено, которое находится в тени, максимально закрыто и по нему, в публичной плоскости, практически нет достоверной информации. Это строительные лаборатории, которые непосредственно участвуют в оценке качества, и от результатов которых зависит, примут работу или нет.

 

Компетенции и ГОСТ

Лабораторный контроль, в соответствии с Градостроительным кодексом, является важным элементом при проведении строительного контроля. Отсутствие должного лабораторного контроля зачастую приводит к возникновению скрытых дефектов, нарушению целостности асфальтобетонного покрытия.

Основным нормативным документом, требования которого направлены на обеспечение лабораториями компетентности и беспристрастности при осуществлении своей деятельности является ГОСТ ISO/ IEC 17025-2019 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий". Для оценки соответствия его требованиям лаборатория, которая планирует осуществлять деятельность в области испытаний дорожно-строительных материалов в рамках строительного контроля по договорам возмездного оказания услуг, должна пройти процедуру подтверждения своей компетентности и беспристрастности, в форме аккредитации.

Аккредитация – это единственный инструмент подтверждения компетентности и беспристрастности испытательных лабораторий, дающий им право осуществлять деятельность по испытаниям дорожно-строительных материалов в заявленной области деятельности. Она также выступает в качестве механизма, позволяющего контролировать деятельность дорожно-строительных лабораторий, проводящих исследования при проведении строительного контроля.

При аккредитации лабораторий компетентными и независимыми экспертами беспристрастно оцениваются возможности лабораторий выдавать достоверные результаты испытаний. Это позволяет минимизировать риск некачественного применения дорожно-строительной продукции при осуществлении производства работ. Кроме того, в процессе аккредитации производится оценка наличия необходимого испытательного оборудования, средств измерений, оснащенности производственными помещениями, а также квалификации персонала лаборатории, что придает практическую значимость и направленность на высокий уровень компетентности лабораторий. При этом эксперты несут ответственность за достоверность результатов проведенной оценки.

Российским законодательством установлено, что аккредитацию проводят органы по аккредитации, которые получают полномочия от правительства РФ. Такими полномочиями наделена Федеральная служба по аккредитации.

Именно она и аккредитует дорожно-строительные лаборатории, которые планируют проводить испытания как независимая лаборатория по договорам в сфере дорожного строительства.

Иных органов, которые удостоверяют компетентность экспертных организаций, законодательством РФ не предусмотрено.

Несмотря на простые и очевидные требования, которые предъявляются законодательством РФ, низкая осведомленность муниципальных заказчиков в сфере оценки компетентности строительных лабораторий, позволяет недобросовестным поставщикам экспертных услуг вести деятельность по оценке качества работы дорожников.

Работа "липовых" лабораторий фактически является несоблюдением морально-этических законов конкуренции, а также технических требований и норм, и приводит к процветанию "черной" конкуренции, основанной на предложении минимальных сроков исполнения работ и стоимости за счет замены проведения реальных исследований на формальное оформление протоколов.

Лабораторный контроль и испытания строительных материалов при ремонте дорог и дворовых территорий в Саратовской области, в большинстве случаев, проводят восемь организаций.

Однако на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации не удается найти информацию, подтверждающую, что эти организации аккредитованы в национальной системе. Вместе с тем, все они являются членами СРО в области строительства и ремонта.

 

Самопровозглашенные эксперты и Рогожин

Для заключения муниципальных контрактов организации предъявляют различные документы. Главным критерием для муниципальных заказчиков при принятии таких документов является то, чтобы документы выглядели солидно, и в них было написано "Аттестат аккредитации" и "лаборатория соответствует требованиям ГОСТ ISO/ IEC 17025-2019". Кем выдан документ, наделен ли орган, выдавший документ полномочиями на выдачу таких документов или нет, муниципальным заказчикам, похоже, не важно.

За принятые документы, которые могут не соответствовать законодательству, муниципальных заказчиков к ответственности пока не привлекали, что их вполне устраивает. Устраивает это и поставщиков услуг по лабораторным испытаниям.

Получается, что, купив за небольшие деньги красивый аттестат, организации за год осваивают контракты на десятки миллионов рублей, не проводя фактически никаких испытаний или же действуя на основе документов, не имеющих никакой юридической силы?

Две организации вообще не стали тратиться на покупку "разрешительных документов" для своей лаборатории, а выписали необходимый документ… сами себе.

Но данное обстоятельство нисколько не смущает печально известного депутата облдумы от "ЕР" Вадима Рогожина (работает на оплачиваемой основе; зарплата – порядка 200 тысяч рублей), который, будучи бесконечно далек от дорожной отрасли, возглавляет парламентскую комиссию по контролю за ремонтом дорог, общественных территорий и соцобъектов.

Эта комиссия настоятельно рекомендует главам МО заключать прямые договоры по контролю качества за ремонтом дорог с определенной организацией – ООО "Инфраструктура", систематически подсвечивая ее на сайте подконтрольной Рогожину  ИГ "Четвертая власть".

Помогает Рогожину его шурин Николай Гурин, называющий себя "председателем "Дорожного контроля" и недавно награжденный губернатором Романом Бусаргиным благодарственным письмом "за высокий профессионализм в журналистике" .

Такое поведение депутата-единоросса, его родственника и СМИ сомнительно не только с точки зрения этики, но и закона. Оно, вероятно, может способствовать незаконной предпринимательской деятельности, нецелевому расходованию бюджетных средств, нарушать права добросовестных предпринимателей, в отношении которых проводятся контрольные мероприятия.

В любом случае население получает дороги, качество которых проверено организациями, чья компетентность, похоже, сомнительна.  

На практике получается, что деятельность подобных "экспертных" компаний парализует работу организаций, соблюдающих законодательство и установленные требования.

А такие добросовестные лаборатории в Саратовской области есть, но с ними наоборот настоятельно не рекомендуют заключать договоры, намекая на то, что с приемкой могут возникнуть проблемы, а это означает срыв программ и выговоры от областного правительства.

Возможно, именно из-за отсутствия порядка в сфере контроля дефекты на покрытии дорог в саратовских муниципальных образованиях начинают появляться уже на следующий год после ремонта. Может быть, поэтому администрации МО проигрывают в арбитражных судах дела по некачественно выполненным работам и не могут требовать возврата денежных средств с недобросовестных подрядчиков, которым "лаборанты" выдают сомнительные заключения. При этом организации, которые подтвердили подозрительное качество работ, не несут материальной или юридической ответственности, но регулярно получают бюджетные деньги за свою "работу".

И такая ситуация имеет место на протяжении долгих лет. Причем правоохранительные органы не обращают на нее внимания, хотя при тщательной проверке может подтвердиться, что лабораторные испытания носят формальный характер и фактически не проводятся, а это уже состав статья 159 УК РФ – мошенничество.

Если сейчас не начать решать проблему с "фейковыми" строительными лабораториями и торговлей ими фальшивыми протоколами испытаний по оценке качества, то никаких денег, выделяемых на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные дороги" не хватит в принципе, а саратовцы как ездили по плохим дорогам, так и будут ездить дальше.

Источник

Саратовские дороги
Comments (0)
Add Comment