Сладкие обещания

Как производство сахара в регионе стало коммерческой тайной

Материал подготовили Константин ХАЛИН и Юлия КЛИМЕНКО

Последние несколько лет руководство Саратовской области, включая губернатора Валерия Радаева, регулярно обещало вывести регион на самообеспеченность сахаром. Однако, как показал проведенный ИА "Взгляд-инфо" анализ ситуации, возможности местного АПК по-прежнему не дотягивают до объемов внутреннего потребления этого продукта. Подлинная сахарная автономия остается недостижимой мечтой, особенно с учетом нестабильных цен. Возможно, поэтому вокруг производства сахара в регионе создан едва ли не режим секретности, а чиновники, комментируя ситуацию, предпочитают апеллировать к изменившимся нормам потребления, а не к реальным потребностям саратовцев.

 

Сахарный суверенитет

В конце 2014 года в условиях расширяющихся санкций в отношении России в стране был провозглашен курс на импортозамещение во всех сферах экономики. Об этом в сентябре того же года говорил президент РФ Владимир Путин, а в августе 2015 года была создана соответствующая правительственная комиссия. Одним из основных направлений работы российского кабмина стало обеспечение продовольственной безопасности и самодостаточности. Впрочем, данная тема присутствовала в федеральной повестке и раньше. Например, еще в 2012 году замещение импортных продуктов питания отечественными было заявлено стратегической целью госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы.

Однако именно после выступления президента импортозамещение стало одной из ведущих тем в экономической риторике саратовских властей. Активно строились планы по наращиванию производства продукции АПК и достижению самообеспеченности региона по ряду базовых продуктов питания. В числе целевых показателей значилось и увеличение выработки сахара – вплоть до полного удовлетворения внутренних потребностей губернии.

В январе 2015 года зампред облправительства – министр сельского хозяйства Александр Соловьев (ныне он возвращается в правительство на ту же должность, но будет курировать вопросы строительства и ЖКХ), выступая на заседании аграрного комитета облдумы, пообещал, что в 2017 году регион будет полностью обеспечен сахаром местного производства.

И буквально на следующий день, 26 января, губернатор Валерий Радаев провел совещание по вопросам импортозамещения сельскохозяйственной продукции. На нем Соловьев оценил уровень самообеспеченности губернии сахаром в 43% (остальное – привозная продукция) и продублировал озвученные ранее амбиции насчет 2017 года. Это, заявил он, станет возможным за счет "увеличения посевных площадей сахарной свеклы и организации переработки".

Следует отметить, что актуальной эта проблема стала не только из-за провозглашенного на федеральном уровне курса, но и из-за резкого увеличения розничных цен на сахар – за 2014 год он подорожал на 40%, а за первые две недели января 2015 года – на 6%.

В марте 2015 года обещания своего зампреда повторил и Валерий Радаев. В передаче "От первого лица" на канале ГТРК "Саратов" он поведал о планах по реконструкции сахарного завода в Балашове.

"Эта максимальная реконструкция позволит нам перерабатывать ровно столько, чтобы обеспечить жителей Саратовской области стопроцентно. Это можно сделать в течение двух лет. Над чем сегодня министерство вместе с руководством завода и саратовскими сельхозтоваропроизводителями работают, чтобы вот это все увязать в логистику", – обнадежил телезрителей глава региона.

О выходе на 100-процентную самообеспеченность губернатор продолжил рассуждать и в 2016 году. В апреле он повторно поставил озвученную в телеинтервью задачу перед министром сельского хозяйства Татьяной Кравцевой, а в октябре посетил свекольные поля в Ртищевском районе и сахарный комбинат в селе Пинеровка Балашовского района.

 "Нам надо убедительными быть в рентабельности по этой культуре. Первое. Второе – это общий объем, который направляется на перерабатывающий завод в Балашов для того, чтобы произвести 40-45 тысяч тонн сахара. Это практически 80% потребности нашей области", – заявил глава региона.

"Всю продукцию ртищевцы теперь возят не в соседнюю Тамбовскую область, как раньше, а в Балашов", – с воодушевлением констатировали авторы сюжета.

Видимо, оптимизм тележурналистов передался и министру Кравцевой (сейчас занимает пост советника губернатора по аграрным вопросам), которая в октябре 2018 года на заседании профильного комитета облдумы объявила: "По сахару в этом году выходим на самообеспеченность".

Осталось выяснить, удалось ли достичь этой цели, если не в 2018-м, то хотя бы к 2021 году.

 

Минздрав предупреждает

Как ни странно, но получить сведения об уровне самообеспеченности области сахаром оказалось невозможно. Если в 2015 году зампред-министр Соловьев не стеснялся озвучивать этот показатель, то сейчас такая информация внезапно превратилась в… коммерческую тайну.

ИА "Взгляд-инфо" направило в региональный минсельхоз комплексный запрос, в котором просило представить данные об объемах производства и переработки в Саратовской области сахарной свеклы, выработки сахара (включая данные по основным производителям), его потреблении на душу населения и уровне самообеспеченности.

Однако министерство предоставило информацию лишь об объемах производства сахарной свеклы, реализации сахара (в рублях) в розничной сети и его потребления. При этом в ответе особо подчеркивалось, что на основании распоряжения федерального правительства от 2 октября 2014 года Минздравом РФ произведена "актуализация рациональных норм потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания".

"С момента утверждения по 1 декабря 2020 года норма потребления сахара составляла 24 кг на человека в год. С 1 декабря 2020 года в редакции Приказа Минздрава России от 1 декабря 2020 года № 1276 норма составляет 8 кг", – отмечается в письме областного минсельхоза.

Иными словами, сначала самообеспеченность приравняли к удовлетворению медицинского норматива потребления сахара, а затем этот норматив урезали в три раза (!).

Что касается других запрошенных данных, их чиновники фактически засекретили. Ссылаясь на нормы федерального законодательства, они отнесли переработку свеклы и производство сахара в регионе к… конфиденциальным сведениям, так как единственным профильным предприятием в губернии является ООО "Балашовский сахарный комбинат" (БСК). Дабы не разглашать коммерческую тайну, министерство предложило нашему изданию обратиться с запросом на само предприятие.

Из тех же соображений "Взгляду" отказали и в предоставлении информации об уровне самообеспеченности области сахаром. Как пояснил готовивший ответ сотрудник минсельхоза (начальник отдела пищевой промышленности и развития инфраструктуры Олег Козлов), зная данный показатель, можно высчитать объем производства на балашовском комбинате, а, значит, это тоже будет являться нарушением коммерческой тайны.

Отказался раскрыть информацию о производстве сахара и объемах переработки сырья на БСК его гендиректор Сергей Санинский. Узнав о теме предстоящей публикации, он выразил недовольство вниманием журналистов.

"А зачем вообще вам эта статья? Дефицита нет и не будет. Я не знаю, зачем вообще об этом писать – народ будоражить. Я не вижу смысла в этой статье и информацию давать не буду", – заявил гендиректор комбината.

В беседе с автором материала зампред облправительства – министр сельского хозяйства Роман Ковальский внес кое-какую ясность в нынешнее положение дел.

По его словам, когда норма потребления сахара составляла 24 кг на человека в год, уровень самообеспеченности по этой продуктовой позиции достигал 90%, тогда как сейчас он превышен в разы – за счет предписанной федеральным Минздравом норме потребления в 8 кг.

Вместе с тем реальное потребление сахара (с учетом кондитерских изделий) в регионе достигало в последние годы 3-3,2 кг в месяц или 36 кг и более в год.

"Это фактическое потребление – по этому критерию мы не покрываем потребность. Но, как медики говорят, мы слишком много сахара потребляем. Это не здоровое питание", – сказал Ковальский.

Он объяснил, что достичь заветных сахарных высот не удалось из-за неурожая свеклы и сокращения посевных площадей в прошлом году (в 2020 году собрано 251,2 тыс. тонн против 430,2 тыс. тонн годом ранее). Последнее обстоятельство объясняется снижением закупочных цен, которое произошло в 2019 году в связи с падением цен на сахар.

"Но на этот год мы давали рекомендации сельхозтоваропроизводителям и, судя по структуре посевных площадей, на 10% идет увеличение – с 7 до 7,7 тысячи гектаров. Но будет ли урожай, зависит от погодных условий", – продолжил зампред, добавив, что прогноз на урожай этой культуры пока благоприятный и "сценарий оптимистичный". Он также подчеркнул, что, если как следует загрузить балашовский завод – в том числе и привозным сырьем, например, из Тамбовской области – закрыть потребности региона, даже исходя из потребляемого населением сахара, вполне реально.

 

Пенза ближе

Проблема в том, что саратовские аграрии не рвутся сотрудничать с Балашовским сахарным комбинатом. Для них он оказался не самым удобным партнером. К тому же, одних увещеваний властей загружать предприятие сырьем свекловодам недостаточно, а рассчитывать на реальную поддержку им не приходится.

Гендиректор ртищевского АО "Ульяновский" Алексей Кондрашкин рассказал нашему изданию, что треть сахарной свеклы в области производят его хозяйства, однако вся она идет за пределы региона. Собеседник заметил, что всю жизнь работает с этой культурой, и если раньше она выращивалась на 250 гектарах, то при нынешних возможностях сельхозтехники "2,5-3 тысячи га – это не вопрос".

"Самая большая сдача сахарной свеклы у нас была два года назад – 116 тысяч тонн. В прошлом году было 76 тысяч тонн, но цена была хорошая. Сахаристость была высокая, поэтому отдача с гектара была хорошая. И выручка в 2019 году составила 217 миллионов рублей, а в прошлом – 317 миллионов", – дал финансовый расклад Кондрашкин.

По его словам, с балашовским комбинатом он не работает, отдав предпочтение двум пензенским заводам – "Бековский" и "Атмис сахар". Как пояснил аграрий, до Балашова ему везти сырье 240 км, до пензенцев, до Бековского завода – 120-140 км, а с полей, расположенных в Пензенской области, еще меньше – 60 км.

"Я работал с ним (Балашовским комбинатом – прим. ред.) и в позапрошлый, и в позапозапрошлый год, а в прошлом уже не работал. Стало невыгодно совсем – экономика, логистика. Мы с ним работали тогда, когда у него была здесь, в Ртищеве, площадка, откуда отправляли вагонами", – продолжил он.

Постоянное колебание цен на продукты, в том числе на сахар, Кондрашкин назвал "самым пагубным вопросом для сельского хозяйства".

К примеру, по данным Саратовстата, за последние 8 лет розничные цены на сахар-песок неоднократно менялись, что отражает и общероссийскую ситуацию. В декабре 2013 года в саратовской рознице он стоил 29,60 рублей за кг, 2014-го – 44,06 рубля, 2015-го – 48,10 рубля, 2016-го – 43,61 рубля, 2017-го – 31,71 рубля, 2018-го – 43,86 рубля, 2019-го – 26,31 рубля, а в декабре 2020-го – 47,06 рубля. В апреле текущего года цена успела еще немного подняться – до 47,40 рубля.

"Нам нужна стабильность цен, чтобы можно было знать, что если я сею пшеницу или сахарную свеклу, то цена на них будет такая-то – как во всех цивилизованных странах. Чтобы я заблаговременно знал, что, грубо говоря, 50 тысяч тонн сахарной свеклы у меня примут по цене такой-то, и я ее сею, занимаю и считаю свою экономику. А когда я посеял, вырастил и сам не знаю, что я с этого буду иметь, разве так можно жить и работать?" – задал риторический вопрос Кондрашкин.

Еще один крупный ртищевский аграрий, депутат облдумы Александр Санинский (его семья владеет целым рядом сельхопредприятий) рассказал "Взгляду-инфо", что уже три года не работает с сахарной свеклой. Для него она оказалась экономически нецелесообразной.

"Мы взялись за возделывание сахарной свеклы только потому, что был провозглашен курс на импортозамещение, были установки сверху… Кроме того, Андрей Чернышев, тогдашний руководитель сахарного комбината, убеждал сельхозпроизводителей помочь поднять производство в области сахара, обещал модернизировать оборудование на комбинате. Однако потом начались трудности.

Во-первых, закупочная цена на свеклу была достаточно нестабильна и зависела от стоимости сахара, которая год от года сильно меняется и может скакать вверх-вниз на 30-50%. Во-вторых, мерами господдержки сахарный почин никак не был подкреплен. В-третьих, комбинат очень удален от наших полей – пришлось везти продукцию почти за 170-200 километров по плохим дорогам.

Кроме того, комбинат не оправдал наших надежд по масштабам и качеству модернизации – его возможности в плане объемов приема продукции на переработку и ее хранения оставляли желать лучшего. Это тоже стало одной из причин того, что мы отошли от возделывания сахарной свеклы", – объяснил наш собеседник.

Ситуацию с объемами выработки сахара пытаются выправить с помощью мер господдержки, принятых правительством РФ для сдерживания роста цен на данный продукт, а заодно и на бутилированное рафинированное подсолнечное масло. Саратовские производители этих двух продуктовых позиций получат компенсации на общую сумму в 585 млн 698,1 тыс. рублей.

Сахарозаводчики смогут рассчитывать на субсидии из расчета 5 рублей на 1 кг произведенного и реализованного в розницу продукта, но вот тем, кто выращивает сахарную свеклу рассчитывать пока не на что – ни на меры поддержки, ни на инвестиции в развитие логистической составляющей.

Источник

валерий радаев
Comments (0)
Add Comment