Как региональные власти “спасали” саратовский завод РМК
Ситуация на Саратовском заводе резервуарных металлоконструкций, как и прогнозировало ИА "Взгляд-инфо", продолжает ухудшаться. Сотрудники массово получают уведомления о сокращении, на РМК введен режим простоя, а за долги отключается электроэнергия. Стремительное уничтожение того, что еще осталось от предприятия, началось сразу после смены конкурсного управляющего.
На протяжении последних лет областные чиновники и представители депутатского корпуса демонстрировали неуемный оптимизм по поводу судьбы завода, произносили пафосные речи о необходимости сохранения производства. Они же публично поддержали варягов из Самары, которые могут стать могильщиками одного из флагманов региональной промышленности.
Хроника развала
С 15 апреля на Саратовском заводе резервуарных металлоконструкций (АО "АП РМК") введен режим вынужденного простоя, который ориентировочно продлится до 15 июля. Соответствующий приказ (копия имеется в распоряжении редакции) подписал новый конкурсный управляющий предприятия Дмитрий Перепечев.
Как говорится в документе, производство остановлено "по причинам экономического и организационного характера по вине работодателя".
В вынужденный трехмесячный отпуск отправлены сотрудники с нескольких десятков должностей – от главных инженера, технолога и бухгалтера до уборщиков территории, служебных и производственных помещений.
Официальное правительственное СМИ проявляло особое усердие, рассказывая о благих намерениях представителей ГК "Регион", реализации которых якобы отчаянно сопротивляется прежнее руководство завода.
Кроме того, заводчане стали получать официальные предупреждения за подписью Перепечева о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата работников АО "АП РМК". В комплекте с этими сообщениями идут уведомления об отсутствии на предприятии каких бы то ни было вакантных должностей, даже низкооплачиваемых.
Между тем, ранее представители нового собственника завода – самарской ГК "Регион" Александра Меньших – обещали возобновить производство, обеспечив РМК заказами, и сохранить трудовой коллектив, численность которого на начало апреля составляла 214 человек.
Но на практике оказалось, что самарские "инвесторы" преследуют совсем иные цели. Еще в 2020 году "Регион" требовал от предыдущего конкурсного управляющего, Александра Конева, остановить работу завода и распустить сотрудников.
В декабре производственную площадку завода и вовсе планировали продать одной из иногородних компаний, которая намеревалась разместить здесь торгово-оптовые склады.
Следует отметить, что борьба за имущество предприятия длится не первый год. Но в острую фазу она перешла после того, как самарские кредиторы убедили арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве предприятия, обеспечить проведение торгов на имущество на указанной ими торговой площадке. Данный аукцион признали несостоявшимся, после чего ГК "Регион" решила оставить за собой все имущество завода – по цене значительно ниже рыночной.
В последние несколько месяцев АО "АП РМК" не могло нормально работать из-за действий залогового кредитора, аффилированного с ГК "Регион".
В начале февраля Александр Конев был отстранен от должности конкурсного управляющего по решению арбитража, а нового – Дмитрия Перепечева (член столичного Союза арбитражных управляющих "Возрождение") – суд назначил 26 марта.
Спустя месяц после относительно оптимистичного релиза минпрома его глава Андрей Архипов заявил на пресс-конференции о трехкратном уменьшении числа сотрудников РМК.
Больше месяца на заводе царило безвластие. Предприятию приходилось с "боями" вывозить ранее оплаченную по контрактам продукцию, так как машины с грузом блокировала охрана, нанятая самарской стороной.
Самой резонансной стала многодневная эпопея с транспортировкой резервуара, принадлежащего ООО "МТК". Фура с многотонным грузом на борту смогла покинуть территорию предприятия лишь благодаря слаженной работе регионального УФССП, полиции и ГИБДД.
Все это время областная прокуратура оставалась в стороне, предпочитая игнорировать затянувшийся кризис на РМК. Надзорное ведомство лишь мельком обозначило себя во время блокады территории завода самарцами, хотя ситуация на заводе, начиная с 2020 года, находится на личном контроле прокурора области Сергея Филипенко.
Оздоровительные процедуры
Обеспокоенность происходящим на АО "АП РМК" неоднократно выражал губернатор Валерий Радаев, подчеркивая необходимость сохранения завода, его высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров.
"Ни при каких обстоятельствах коллектив не останется с проблемами один на один. Будут приложены все усилия, чтобы найти оптимальные решения для сохранения и продолжения работы производства", – говорил он в ноябре 2018 года, поручая зампреду облправительства Роману Бусаргину создать рабочую группу по "разработке "дорожной карты" финансового оздоровления завода и привлечения эффективного инвестора".
Вскоре Бусаргин отчитался о выполнении губернаторского поручения: "Правительство области взяло ситуацию под контроль. <…> Производственный и кадровый потенциал завода огромен. У РМК есть заказы, производственные мощности загружены. Поэтому основная задача рабочей группы на сегодня – предложить четкий план дальнейших действий по финансовому оздоровлению завода. И она будет выполнена в кратчайший срок".
Неизвестно, существует ли эта группа и поныне или благополучно канула в Лету. Так или иначе, а план по спасению РМК она, на наш взгляд, провалила. Во всяком случае, летом 2020 года дальнейшее существование легендарного завода оказалось под большим вопросом. В июне конкурсный управляющий Александр Конев получил от самарских кредиторов требование о прекращении хозяйственной деятельности предприятия.
"Решение о прекращении производственной деятельности должно быть принято не позднее трех недель с момента получения данного требования. Что подразумевает полную остановку производства и увольнение всех работников завода (а это свыше 240 человек) уже в июле этого года", – сообщил он нашему агентству.
Вечером того же дня правительственное ИА "Регион 64" опубликовало официальный комментарий областного министерства промышленности и энергетики (возглавляет Андрей Архипов) о ситуации на РМК.
"Приоритетным вариантом является реализация имущества единым лотом для сохранения предприятия и рабочих мест. Основной задачей на данный момент является привлечение на предприятие эффективного инвестора и собственника", – говорилось в коммюнике минпрома.
Причем чиновники особо подчеркивали, что на тот момент руководство предприятия "не подавало уведомление о высвобождении сотрудников или изменении режима работы завода".
Уже на следующий день группа депутатов-единороссов из областной думы побывала на предприятии и встретилась с трудовым коллективом. В числе визитеров был и первый вице-спикер регионального парламента, президент Торгово-промышленной палаты области Алексей Антонов. "Приоритет для депутатов и ТПП – сохранение предприятия. Нельзя допустить сокращения сотрудников", – обнадежил он людей.
Губернатору тоже пришлось реагировать и давать новые указания подчиненным: "Необходимо объединить усилия и со всеми ответственными лицами принять все меры по спасению производства. Главное – сохранить коллектив и возобновить работу завода. Сегодня нам как никогда нужны рабочие места".
Примечательно, что спустя месяц после относительно оптимистичного релиза минпрома его глава Андрей Архипов заявил на пресс-конференции о трехкратном уменьшении числа сотрудников РМК.
"В данный момент на предприятии трудится около 250 человек. Это, конечно, не те 800, что были раньше", – цитировало чиновника ИА "Саринформ".
Списав проблемы завода на неграмотную политику руководства, министр, по информации СМИ, уточнил, что знает о намерениях самарцев арендовать РМК, но отказался комментировать планы инвесторов.
"Кто может на сто процентов гарантировать, что это намерение осуществится?" – объяснил Архипов свое нежелание говорить на эту тему.
Впоследствии стало очевидно, какие именно намерения принялись осуществлять иногородние кредиторы. Но пока события на бывшем флагмане саратовской промышленности развивались по самому пессимистичному сценарию, региональный минпром во главе с Архиповым держал паузу.
И только в конце января 2021-го министр вкратце обрисовал текущее положение дел на РМК в телефонной беседе с корреспондентом "Взгляда".
"…Насколько я знаю, новый кредитор (там замена была) подал заявление о возложении взыскания на залог. Если торги не состоялись, они имеют право выходить с взысканием на залог. Они этим правом воспользовались, но по факту они сейчас его не получили", – сообщил Архипов, фактически выступив на стороне самарцев.
На заводе РМК в вынужденный трехмесячный отпуск отправлены сотрудники с нескольких десятков должностей – от главных инженера, технолога и бухгалтера до уборщиков.
Вслед за этим появился очередной официальный комментарий профильного ведомства, размещенный в ряде СМИ, в том числе в "КП-Саратов": "Министерство промышленности и энергетики области в курсе ситуации, сложившейся на РМК, и оказывает содействие в ее разрешении в рамках возложенных полномочий и действующего законодательства. Ситуация находится на постоянном контроле как правительства области, так и надзорных органов. При этом главными задачами правительства являются сохранение производства и коллектива предприятия, а также обеспечение выплаты сложившейся в предыдущие годы задолженности перед сотрудниками. Имеющиеся неурегулированные споры между кредиторами предприятия должны решаться и решаются в правовом поле, в том числе в суде".
В конце февраля, на коллегии минпрома, Архипов заявил о намерении вывести завод РМК "на траекторию уверенного, устойчивого развития". К этому времени он, кстати, уже пошел на повышение, совместив пост министра с креслом зампреда. Данное назначение, последовавшее в самом начале февраля, видимо, стало признанием его заслуг в деле развития саратовской промышленности.
А через некоторое время "Регион 64" опубликовал новую министерскую реляцию об успехах в спасении предприятия: "Основная задача правительства Саратовской области – сохранение производственной площадки и трудового коллектива. Несмотря на введенную конкурсную процедуру, предприятие продолжало производственную деятельность. Удалось обеспечить площадку топливно-энергетическими ресурсами, сохранить костяк трудового коллектива, в том числе с помощью организации работы персонала на других предприятиях вахтовым методом.
<…> Министерство промышленности и энергетики Саратовской области в рамках действующего законодательства и возложенных полномочий оказывает заводу РМК всю возможную помощь".
Легионеры самарского "Региона"
Впрочем, декларируемая в комментариях официальных лиц беспристрастность относительно "спора хозяйствующих субъектов" на РМК с лихвой компенсировалась комплиментарными публикациями о самарских инвесторах в ряде местных СМИ, и в первую очередь – из правительственно-партийного пула.
В июле прошлого года в "КП-Саратов" и региональной вкладке "АиФ" (их, а также "Новости Саратова" курирует вице-губернатор Игорь Пивоваров; издания регулярно получают правительственные гранты) появились публикации, в которых Александр Меньших и директор ГК "Регион" Василий Потокин рассказывали о светлом будущем РМК.
"В ГК "Регион" считают, что главное на сегодняшний день – это продолжение производственной деятельности саратовского завода на условиях, предложенных региональной властью и с ее поддержкой, при этом сохранение рабочего коллектива является основным условием", – писала "Комсомолка".
"До недавнего времени представители ООО ГК "Регион" не выражали свою позицию в СМИ, тем не менее, очевидно: за короткий период компания успела показать, что может вытащить завод из трясины долгов, обеспечить объемом заказов и сохранить коллектив. Без пафоса, на практике", – информировал читателей "АиФ".
Даже эти единичные материалы о планах самарцев по "спасению" РМК недвусмысленно давали понять, какую из противоборствующих сторон поддерживает региональная номенклатура. Последние сомнения исчезли в январе 2021 года, когда началось непосредственное вхождение кредиторов на завод. Тогда же стартовала широкомасштабная информационная кампания в поддержку "пришельцев", активными участниками которой, помимо "КП-Саратов", стали "Новости Саратова", ИГ "Четвертая власть" (принадлежит жене депутата облдумы на постоянной основе Вадима Рогожина), "Общественное мнение" и "Коммерсантъ" Алексея Колобродова, а также "Регион 64".
Причем официальное правительственное СМИ проявляло особое усердие, рассказывая о благих намерениях представителей ГК "Регион", реализации которых якобы отчаянно сопротивляется прежнее руководство завода. Этот тезис тиражировали и другие издания. В результате складывалось впечатление, что тексты, выходившие в упомянутых выше медиа, были написаны по одной методичке, но только в разных жанрах – от репортажа до аналитики.
Правда, ни в одной из этих публикаций не упоминалось о роли Александра Меньших в печальной судьбе Самарского резервуарного завода (СРЗ), лишившегося имущества почти на миллиард рублей.
Как уже сообщало ИА "Взгляд-инфо" со ссылкой на публикацию самарского издания "Волга Ньюс", в апреле 2020 года было возбуждено уголовное дело о преднамеренном банкротстве СРЗ (ст. 196 УК РФ) в отношении неустановленных лиц из состава руководства завода. По версии следствия, они "не позднее июня 2016 г. провели действие по отчуждению у предприятия принадлежащих ему активов на сумму порядка 932 млн рублей".
В результате СРЗ потерял "возможность удовлетворять требования кредиторов": благодаря своим управленцам он, отмечали следователи, "приобрел дебиторскую задолженность, невозможную к взысканию".
"Во вновь образованное АО "СРЗ" завод передал активы (точнее, весь свой имущественный комплекс) на обозначенные 932 млн рублей. Взамен СРЗ получил 100% акций вновь образованной компании. Сейчас этот пакет продается с торгов", – писали тогда журналисты.
Схожий прием был применен и на саратовском заводе. В октябре 2020 года у АО "АП РМК" появился "клон" – АО "Саратовский завод РМК", учредителями которого стали принадлежащее Меньших ООО "Регион" и самарское ООО "Промышленные технологии". Буквально в день регистрации нового юрлица ГК "Регион" продала ему свое право требования. Так новорожденный "СЗ РМК", в залоге у которого оказались активы на сумму 185,5 миллиона рублей, стал кредитором "АП РМК", а впоследствии – и собственником предприятия.
Правительство области не могло не знать о криминальном шлейфе самарских "инвесторов" и об их методах "оздоровления" предприятий. Видимо, поэтому региональные чиновники предпочитали изображать нейтралитет в затяжном конфликте на РМК.
Теперь мы видим, к чему привело это демонстративное "невмешательство", маскирующее истинное отношение губернских властей к приходу новых собственников на завод, – его деятельность приостановлена, а людей оповещают о грядущем сокращении.
Отметим, что и сегодня правительственные чиновники и представители депутатского корпуса максимально дистанцируются от неприятной темы.
Так, вице-губернатор, глава областного кабмина Роман Бусаргин наотрез отказался комментировать съемочной группе ИА "Взгляд-инфо" ситуацию на предприятии.
Андрей Архипов был более лоялен к журналистам, правда, из беседы с зампредом правительства сложилось впечатление, что он не вполне информирован о происходящем на заводе.
"В настоящее время там сменился конкурсный управляющий. Соответственно, он сейчас ведет инвентаризацию имущества и документов. По ее окончании будет дальнейшее развитие событий.
Вице-губернатор, глава областного кабмина Роман Бусаргин наотрез отказался комментировать съемочной группе ИА "Взгляд-инфо" ситуацию на предприятии.
Сейчас с назначением конкурсного управляющего появилась возможность снова распоряжаться финансовыми средствами. Поэтому сейчас есть возможность выплачивать заработную плату", – заявил господин Архипов.
Алексей Антонов, который ранее говорил, что для депутатов важно сохранить предприятие и его коллектив, сегодня выступает в роли стороннего наблюдателя. Теперь первый зампред облдумы и президент ТПП все списывает на пресловутый спор хозяйствующих субъектов и не считает возможным вмешиваться в конфликт:
"Насколько я знаю, что на заводе РМК спор хозяйствующих субъектов. Насколько я знаю, арбитражный суд определил конкурсного управляющего. Сейчас проходит инвентаризация, потому что там есть собственность разных субъектов. Надеюсь, что она (ситуация – ред.) разрешится в ближайшее время.
Что сейчас беспокоит, если честно, то это отсутствие работы и отсутствие зарплаты у людей.
Мы только следим за тем, что там происходит.
<…> Если бы это касалось государственной собственности, здесь было бы проще. Это коммерческий спор. У нас по закону их разрешают арбитражные суды".
Между тем, пока готовилась эта публикация, стало известно еще об одной проблеме. За долги на предприятии отключили электроэнергию. Но события последних лет создают впечатление: что бы ни случалось с саратовскими предприятиями, это никак не влияет на уровень оптимизма и хорошие показатели местных чиновников, в статистике которых всегда все хорошо.
Так, в представленном на последнем заседании облдумы отчете губернатора Саратовской области о деятельности в 2020 году задекларирован индекс промышленного производства региона в 102,8%, заметно превышающий соответствующий показатель в целом по России (97,4%), а динамика развития обрабатывающих производств и вовсе обозначена как "опережающая" (104,4%). По факту же только Саратов в 2020 году фактически потерял два крупных предприятия – "Нефтемаш"-САПКОН и завод РМК.
Поэтому остается с сожалением констатировать, что в отсутствие реальной помощи гибель бывшего флагмана саратовской промышленности становится все более и более очевидной.