Инстинкт самоустранения
Муниципальная власть в Саратове сняла с себя ответственность за поддержку бизнеса
Депутаты Саратовской городской думы считают, что федеральных и региональных антикризисных мер явно недостаточно для поддержки предпринимательства.
Поэтому они придумали свой план спасения бизнеса, изложив его в обращении к губернатору области Валерию Радаеву.
Документ принят гордумой на минувшей неделе, ответа от главы региона пока не последовало. По замыслу народных избранников, Валерий Радаев должен донести до премьера Михаила Мишустина их месседж о том, что объем государственной помощи необходимо существенно расширить. Инициатива, конечно, похвальная. Думается, никто из коммерсантов не отказался бы от предложенных гордепами снижения НДС, максимального увеличения перечня пострадавших отраслей, пятилетнего мораторий на отмену ЕНВД и прочих послаблений. Но выбор адресата непонятен: а как же исполнительная власть муниципалитета? А еще, ратуя за дополнительную нагрузку на федеральный бюджет, который и так серьезно помогает регионам, "спасители" не учли, что от его наполнения зависит посткоронавирусное самочувствие всей страны.
Заботясь о российском бизнесе в целом, гордумцы глухи к крикам о помощи вполне конкретных саратовских предпринимателей, для которых действия главы Саратова Михаила Исаева оказались пострашнее коронавируса.
Пакеты для бизнеса
Наверное, нет смысла в очередной раз перечислять федеральные меры поддержки малого и среднего бизнеса. О "налоговых каникулах", "нулевых" кредитах, отсрочках и мораториях на проверки и банкротство, кажется, уже осведомлены даже очень далекие от предпринимательства люди.
Куда интереснее сравнить степень щедрости региональных властей, получивших гораздо большую самостоятельность в принятии решений.
В общем и целом субъекты РФ движутся в заданном руководством страны направлении – и первым делом стараются уменьшить налоговое бремя на субъекты МСП. Правда, скорость принятия таких решений и их качество не везде одинаковы.
Нельзя сказать, что Саратовская область находится в авангарде этого движения, но и к отстающим нас тоже не причислишь. В губернии принят уже третий пакет мер, направленных на поддержку бизнеса, которая в общей сложности обойдется региональному бюджету почти в 1,3 миллиарда рублей.
Ничего особо оригинального в плане помощи предпринимателям наши чиновники не придумали. Все как у всех – снижение ставок по УСН и патентной системе, льготы по транспортному налогу и налогу на имущество организаций, введение налога на профессиональный доход и прочее. Разве что, объемы подобных "благодеяний" отличаются.
По той же "упрощенке" в Саратовской области ставки по налоговой базе "доходы" уменьшены с 6% до 2%, а по "доходам минус расходы" – с 15% до 7,5%.
Несколько щедрее оказались другие субъекты ПФО – в частности, в Башкирии, Пензенской, Самарской, Нижегородской, Оренбургской областях, Пермском крае и Чувашии ставки по УСН снижены до 1% и 5%.
Зато у нас от транспортного налога освобождены предприятия, занимающиеся автобусными пассажирскими перевозками. А от налога на имущество – гостиничный бизнес и предприятия общепита, организации в сфере искусства и развлечений, спорта, туризма, санаторно-курортного обслуживания, образования, демонстрации кинофильмов, ремонта компьютеров и бытовой техники, парикмахерских услуг и непродовольственной торговли.
Нам удалось обойти Оренбургскую и Самарскую область, где ставки транспортного налога всего лишь снижены.
Ничего особо оригинального в плане помощи предпринимателям наши чиновники не придумали. Все как у всех – снижение ставок по УСН и патентной системе, льготы по транспортному налогу и налогу на имущество организаций, введение налога на профессиональный доход и прочее. Разве что, объемы подобных "благодеяний" отличаются.
Неплохо проявило себе министерство Юлии Шваковой, решившись освободить часть предпринимателей от уплаты налога на имущество организаций, в том числе арендодателей, снизивших плату на 25%, и строителей – за непроданные нежилые помещения.
Надо сказать, что немногие в ПФО отважились пойти на это.
В Пензенской области, например, до 1,6% снижена налоговая ставка по объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. А в Самарской – со 150 до 250 квадратных метров увеличен вычет из площади недвижимого имущества, облагаемого по кадастровой стоимости.
Чтобы не выжили?
Пока губернское правительство сквозь слезы подсчитывает выпадающие доходы областной казны, продолжая изыскивать новые способы помочь МСП, наши муниципалы, похоже, впали в оцепенение. По крайней мере, подавляющее большинство.
Бодрствуют только власти Саратова. Впрочем, глядя на результаты этой активности, очень хочется, чтобы и они отправились в спячку.
Все, что смогли выдавить из себя администрация Исаева и гордепы – это снижение ставки ЕНВД с 15 до 7,5% для тех, кто оказывает бытовые услуги, предоставляет места для временного проживания, продукты и напитки, осуществляет розничную торговлю в специализированных магазинах. Плюс к этому пострадавшие МСП получили отсрочку по арендным платежам за муниципальные земельные участки и помещения.
Но вдруг, словно устыдившись своей "щедрости", мэр нанес сокрушительный удар по саратовскому общепиту, инициировав ликвидацию летних кафе и веранд на набережной.
Как выяснилось, городской комитет по управлению имуществом подал в областной арбитраж иски о признании незаконными и подлежащими сносу летних площадок у ресторанов "Азиатский стиль", "Чаплин", "Арагви", "Одесса" и "Дольче Вита".
Истцов нисколько не смутило, что эти кафе работают много лет, а их владельцы серьезно вложились в объекты – подвели коммуникации, за свой счет благоустраивают территорию, делая набережную максимально привлекательной, в том числе для туристов.
Причем в течение довольно долгого времени саратовских чиновников все устраивало -горадминистрация ежегодно пролонгировала с рестораторами договоры аренды. Однако в этом году пролонгация так и не состоялась, хотя мэрские деятели до последнего уверяли арендаторов, что переживать не из-за чего и надо немного подождать. И вот, наконец, дождались.
"У нас есть прошлогоднее соглашение между сторонами, которое говорит о том, что по окончании договорных отношений они должны привести все в предыдущее состояние. На сегодняшний день я не могу с ними заключить (договор – прим. редакции), потому, что этот участок не свободный. А если я не могу заключить, они стоят на незаконном основании. Вот и вся цепочка", – высказался по данному поводу Михаил Исаев.
И ведь что странно: в этом вопросе глава Саратова проявил невиданную доселе непоколебимость. Уж кто только ни пытался его вразумить – и министр экономического развития области Юлия Швакова, и региональный бизнес-омбудсмен Михаил Петриченко, и представители ОП – увещевания не помогли. А, может, мэр по-своему понимает помощь и пытается добить пострадавших, чтобы прекратить их мучения?
"Мне тоже непонятно, почему договор заключается на год. В других городах утверждается отдельный нормативный акт о стационарных объектах общественного питания. В Москве, например, летнее кафе при стационарном объекте разрешено бессрочно", – недоумевает Швакова.
А Петриченко искренне не понимает, зачем подвергать административному прессингу предпринимателей, от которых зависит пополнение местного бюджета?
Трудно понять и позицию депутатов Саратовской городской думы. Вернее, ее полное отсутствие. А, впрочем, как мы могли забыть! Они же спасали отечественный бизнес, придумывая пошаговые инструкции для премьера Мишустина!
И ведь что странно: в этом вопросе глава Саратова проявил невиданную доселе непоколебимость. Уж кто только ни пытался его вразумить – и министр экономического развития области Юлия Швакова, и региональный бизнес-омбудсмен Михаил Петриченко, и представители ОП – увещевания не помогли. А, может, мэр по-своему понимает помощь и пытается добить пострадавших, чтобы прекратить их мучения?
Возможно, когда-нибудь пережившие коронакризис российские предприниматели и скажут саратовским гордепам "спасибо". Но в ближайшей перспективе благодарности от местных субъектов МСП им точно не дождаться. Причем не только из-за невмешательства народных избранников в антиверандную кампанию Исаева.
В конце концов, муниципальные, так сказать, парламентарии могли бы ненадолго оторваться от исторического послания губернатору Радаеву и изучить опыт коллег из других городов.
В Уфе, например, от авансовых платежей по земельному налогу освобождены муниципальные учреждения и предприниматели из наиболее пострадавших отраслей. А астраханские мундепы готовы принять решение о снижении ставок земельного налога с 1,2% на 0,8% от кадастровой стоимости земли под промышленными и транспортными объектами, а для прочих наделов – с 1,5% до 1%.
Но, вероятно, депутаты Саратовской гордумы и мэрия Саратова не хотят размениваться по мелочам – они мыслят и действуют глобально. Так проще снять с себя ответственность за спасение бизнеса и поддержку граждан.