Как не стать жертвой телефонных мошенников?
О новых схемах обмана граждан полицейские сообщают буквально каждый день. Речь о дистанционном мошенничестве, когда по телефону вам звонят якобы сотрудники банка и предлагают совершить какие-то операции. Только за 10 месяцев этого года от подобных мошенников пострадали более 5000 жителей области. Как не стать жертвой телефонных преступников и что делать в случае подозрительных звонков?
Пенсионерка Нина Васильевна показывает сообщения в телефоне. Вначале — об одобрении кредита, затем — о снятии средств со счета. Женщине позвонили поздно вечером: мужчина представился сотрудником банка и предложил оградить ее от действий мошенников. Вскоре на счет пенсионерки поступили деньги — более 900000 рублей. Она поспешила вернуть их обратно и отправила через банкомат. Лишь после звонка в сам банк выяснилось, что деньги «ушли» на сторонние счета, а ей в течение 5 лет придется погашать якобы взятый кредит, ежемесячная сумма которого превышает размер пенсии.
Другая жительница Саратова Ольга едва не попала на «развод» по телефону. Ей тоже позвонил неизвестный в качестве сотрудника службы безопасности одного из банков и предложил свои услуги.
Ольга, жительница г.Саратова: «Они назвали мои паспортные данные, назвали номер моей банковской карты и мои, соответственно, фамилию-имя-отчество. И сказали, что незарегистрированная транзакция идет на мой счет. И сказали, что это, вполне возможно, могут быть мошенники. Но так как у них были мои данные, я, соответственно, подумала, что это реальные люди — реальные сотрудники отдела банка — и, соответственно, чуть не перевела им средства. Но вовремя спохватилась и ситуация разрешилась положительным путем».
Самое главное, девушку насторожило, что звонивший стал призывать ее немедленно действовать, торопить, то есть, что называется, «давить» на клиента. Как уверяют специалисты самих банков, именно такой стиль общения и выдает настоящих мошенников.
Владимир Гожанский, начальник отдела платежных систем и расчетов Отделения Саратов Волго-Вятского ГУ Банка России: «Вы берете трубку и слышите, что вам говорят: это служба безопасности банка там или служба финансового мониторинга… Чтобы мошенники не украли ваши деньги, нужно срочно принять решение. Говорите быстро, быстро, быстро, не кладите трубку. Да, хотят, чтобы вы потерялись как бы, смутились, чтобы вы испугались, чтобы вы побежали быстрее-быстрее выполнять инструкции того, кто вам звонит. Процентов на 99,9 это мошенники».
По данным полиции, клиентские базы продаются в Интернете. Обычно их «сливают» нечистоплотные сотрудники банков, автосалонов, страховых компаний, сотовых операторов, МФЦ. В некоторых случаях данные будут полными — вплоть до указания остатка на счете, адреса регистрации и паспортных данных.
Иван Амиров, начальник отдела по борьбе с мошенничеством Управления УР ГУ МВД России по Саратовской области: «Полиция призывает не терять бдительность. Никому не сообщайте данные банковских карт, СVC-коды и коды из SMS-сообщений. Также следует соблюдать правила безопасности в сети интернет, в соцсетях и на сайтах объявлений. Не переходите по ссылкам из сообщений, не скачивайте сомнительные приложения».
Остается лишь в который уже раз дать несколько простых советов, которые помогут не стать жертвой жуликов. Если вы хоть немного сомневаетесь в том, что вам звонит сотрудник банка, сразу же прервите разговор. Помните, что банки никогда не запрашивают персональные данные, коды банковских карт, пароли и доступы к личным кабинетам по телефону. Поэтому лучше перезвонить на официальный номер банка — он указан на обороте карты. А еще надежнее любые вопросы решить в ближайшем отделении вашего банка — там-то уж точно все сотрудники настоящие.
Репортаж Александра Лысухина
Фото: pixabay.com