Фарисеи в галстуках, мантиях и погонах
Попытка отдать Дом художника за 1 рубль не поможет сохранить здание
+3 фото
В первых числах октября стало известно, что яркий образец культурного наследия Саратова, бывший Дом художника на Московской улице, чиновники намерены сдать в аренду за символический 1 рубль. Для части горожан – о, святая простота – новость выглядит позитивной. Мол, теперь-то уж точно найдутся предприниматели, готовые взять здание в аренду, – ведь его, считай, даром отдают… Однако за ржавыми воротами Дома художника скрывается отвратительная история о том, как представители прежней городской власти уже пытались вернуть это аварийное сооружение в оборот. Но конкретные деятели нынешней номенклатуры и прокураты все инициативы и планы безжалостно уничтожили. И если первая попытка вернуть Дом художника к жизни представляет собой законченную трагедию, то вторая, по известной формуле Гегеля, может быть лишь фарсом. Именно он на наших глазах и разворачивается. И чтобы оценить фарс во всей полноте, следует представлять хронологию издевательств над этим историческим зданием со стороны бюрократии и надзора, происходящих последние несколько лет.
Состояние Дома художника на середину осени 2024 года трудно назвать иначе, нежели бедственным. Его характерный для своего времени фасад выглядит ветхим, а по разным фрагментам и деталям несложно сделать вывод, что здание аварийное. Старые рамы открытых окон и разбитые в разных местах стекла дают понять, что оно уже давно необитаемо, и мерзкие пятна граффити показывают, что у него нет ни нормальной охраны, ни ухода.
В такой ситуации нормальный горожанин вправе сделать логичный вывод о том, что владелец объекта не в состоянии привести его в порядок. А также задаться вопросом о том, что если здание принадлежит чиновникам, то почему его все еще не отдали предпринимателям? Ведь местный опыт показывает, что бизнес способен привести такое строение в порядок, и от этого, как правило, выигрывают все.
Почему большой красивый особняк в центре выглядит так скверно?
Что мешало ввести его в экономический оборот раньше?
И значат ли новости об аренде "за 1 рубль", что скоро всем нам понадобятся бинокли, чтобы разглядеть хвост огромной очереди из тех, кто хочет взять это сооружение в аренду за дармовую цену?
Исчерпывающие ответы на все эти вопросы есть в хронологии событий, которые происходили вокруг Дома художника последние 35 лет.
Проблема в том, что с точки зрения имиджа местных государственных и муниципальных структур и конкретных персонажей история выглядит просто позорной.
Впрочем, обо всем по порядку.
Здание – муниципальное с 1993 года
Дом, о котором идет речь, возвели на Московской улице в Саратове еще во времена Российской империи.
Изначально это был доходный дом, в котором после революции 1917 года устроили школу, а затем отдали под коммунальные квартиры. Десятки лет затем это было жилое здание.
В феврале 1989 года, то есть 35 с лишним лет назад, на основании решения Саратовского областного исполнительного комитета Совета народных депутатов здание признали объектом культурного наследия – "Доходный дом А.П. Медведева", 1900-1901 гг.".
В июне 1990 года Саратовский горисполком принял решение предоставить здание под размещение художественно-производственных мастерских. Поэтому часть жильцов отселили, а другую оставили проживать в доме.
Еще через 3 года, в конце мая 1993 года, в соответствии с решением Малого Совета Саратовского городского Совета народных депутатов №301 бывший дом Медведева включили в перечень объектов муниципального имущества, и на него было зарегистрировано право муниципальной собственности. В том же году это решение отправили на проверку в областную прокуратуру и региональный комитет по управлению имуществом. По ее итогам никаких нарушений найдено не было, и здание перешло в собственность муниципалитета.
В этом статусе здание находилось до 2008 года. К этому времени дом обветшал и стал аварийным (и был официально признан таковым структурами власти, которые отвечают за надзор).
Решением Саратовской гордумы в декабре 2006 года объект включали в прогнозный план приватизации на 2007 год, на основании чего в 2007-2008 годах прошли торги по продаже помещений, занимаемых художественными мастерскими.
Аукцион состоялся в феврале 2008 года. По его результатам большая часть помещений здания площадью 1526 кв. метров была продана ООО "Эльма" за 18 млн 270 тыс. рублей. По словам инвесторов, на тот момент здание было изношено на 75% и находилось в ужасном состоянии.
Результаты торгов также были подтверждены решением Саратовской гордумы.
На всех этапах за процедурой реализации имущества города внимательно надзирала прокуратура и не выразила никаких нареканий.
2008-й. Инвестор вложил почти 90 млн
Заключенный по результатам аукциона договор купли-продажи, помимо выплаты 18 млн 270 тыс. рублей, предусматривал и обязанность покупателя передать (в срок до начала июня 2008 года) в муниципальную собственность нежилые помещения площадью не менее 1000 кв. метров – чтобы в них могли въехать художники, которых приватизацией лишили прежних мастерских.
В мае 2008 года ООО "Эльма" продало приобретенный объект ЗАО "Сарград" со всеми обременениями.
Новый владелец предоставил мэрии Саратова помещения для художников площадью более тысячи квадратных метров в Губернском рынке на улице Астраханская, 87. На их покупку было истрачено 65 млн рублей.
Для художников это был отличный вариант, поскольку новые мастерские имели свободную планировку, три независимых входа в них, грузовой лифт и огромные окна.
Через два года после продажи объекта, в апреле 2010 года, МУП "Саратовское городское капитальное строительство" также продало "Сарграду" помещения в Доме художника площадью 507 кв. метров за 4 млн 525 тыс. рублей.
Позже выяснилось (хотя мэрия изначально это скрыла), что в помещениях были прописаны несколько семей. Муниципалитет не озаботился тем, чтобы их расселить, хотя обязан был это сделать. Так что покупкой жилья для этих семей и их расселением тоже пришлось заниматься компании-инвестору – "Сарграду".
С учетом всех перечисленных расходов (покупка самих площадей в Доме художника, покупка мастерских для художников, квартир для жильцов) весь объект обошелся инвесторам в более чем 87 млн рублей. И это в ценах 2008-2009 годов! То есть все эти деньги были потрачены еще до того, как приступить к ремонту аварийного Дома художника. Понятно, что ни о каких "прибылях", которые обычно занимают плохо информированных обывателей в подобных случаях, не могло быть даже и речи.
Искусственные барьеры
На этом благополучный этап истории возможной новой жизни здания – увы! – заканчивается. И кстати, не только он.
Сначала оказалось, что справить новоселье художникам в новом помещении не придется, – в здание Губернского рынка мэрия Саратова поселила вместо них спортивную школу.
А еще через несколько месяцев муниципальные чиновники неожиданно пришли к выводу, как в старом советском мультфильме, – о том, что "такая корова нужна самому". И принялись оспаривать приватизацию Дома художника, которую сами же двумя годами ранее и провели.
И эти действия были продиктованы прозаическими причинами: тогдашнее руководство администрации Саратова вступило в конфликт с основателем "Сарграда", политиком и предпринимателем Сергеем Курихиным.
Компания "Сарград", как несложно подсчитать по официальным курсам ЦБ РФ тех лет, к этому времени вложила в проект более 3 млн долларов. Но мэрия была согласна вернуть "Сарграду" лишь полученные от него 18 млн рублей, "забыв" про предоставленные для художников два помещения в Губернском рынке площадью 524,6 и 543,8 кв. метров.
А также про просторные и благоустроенные квартиры, купленные "Сарградом" для жителей ветхого здания.
В этой ситуации компании пришлось пойти в суд.
В марте 2011 года Арбитражный суд Саратовской области полностью отказал городскому комитету по управлению имуществом в удовлетворении исковых требований. Итоги торгов, договоры купли-продажи между администрацией и ООО "Эльма", а также между ООО "Эльма" и ЗАО "Сарград" были признаны законными.
Также в 2010 году мэрия пыталась оспорить сделку, совершенную подведомственным МУПом по продаже части помещений. Истец ссылался на то, что предприятие должно было получить согласие на совершение сделки не только от городского КУИ, но и от комитета по экономике. Но Двенадцатый арбитражный апелляционный суд своим постановлением указал на незаконность подобных требований.
В 2011 году, после окончания судебных разбирательств, ЗАО "Сарград" как законный собственник здания выкупило в частную собственность и находящийся под Домом художника земельный участок.
После этого, наконец-то, возникли все возможности вернуть здание к жизни, привести в порядок и ввести его в экономический оборот.
Но не тут-то было.
С 2011 года "Сарград" неоднократно предлагал различные варианты по восстановлению Дома художника и приспособлению его для современных нужд. Были разработаны шесть разных проектов, которые предусматривали вписывание старого здания в его историческом облике в другой объект в 16, 10, 8 или 4 этажа. Они могли не только спасти памятник культуры, но и сделать новый комплекс украшением Московской улицы. Однако администрация Саратова полностью блокировала частную инициативу. В компании говорят, что, наряду с регулярными отказами в согласовании проектов "Сарград", получал предложения в виде намеков о необходимости понести "представительские" расходы.
Когда стало понятно, что модернизация памятника архитектуры чиновникам не интересна, "Сарград" продал здание. Это произошло в конце 2019 года.
Номенклатура и прокуратура: рифма экспроприации
Следующий, самый позорный этап событий вокруг Дома художника, связан с масштабной кампанией, которую против основателя "Сарграда" Сергея Курихина развернул прокурор Саратовской области Сергей Филипенко при поддержке и, не исключено, по наставлению влиятельных представителей региональной номенклатуры.
О причинах, побудивших их на подобные действия, ИА "Взгляд-инфо" подробно рассказывало в материалах "Разрушай и властвуй" и "Коттеджная" месть Сергея Филипенко", "Контрфедерал Филипенко".
В них, в частности, говорилось, что Сергей Курихин, его семья и бизнес подверглись атаке прокуратуры из-за позиции депутата, часто публично критиковавшего работу надзорного органа в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, в связи постоянным изменением правовой позиции прокуроров, в том числе по вопросам землепользования.
В рамках развязанной кампании давления было инициировано возбуждение уголовного дела о якобы незаконном отчуждении объекта культурного наследия из федеральной собственности.
За этим последовали акции устрашения с выемками и обысками, парализовавшие деятельность сразу нескольких юридических лиц и, соответственно, крупных трудовых коллективов.
Итогом стало прекращение деятельности "Сарграда", построившего в Саратове ряд узнаваемых архитектурных достопримечательностей: здание на Октябрьской, ДЦ "Петровский" и клубный дом на Лермонтова, галерею "Каштан" и бизнес-центр "Атлант" на Вавилова, здание с волжскими мотивами на Чапаева, дом с панно губернаторов на Мичурина, офисный-центр на Волжской и др. И планировавшего реализовать, как минимум, еще четыре знаковых архитектурных проекта.
Почти сразу расследование уголовного дела передали в Следственный департамент МВД России. Но следователи центрального аппарата министерства на совещаниях с профильным управлением Генеральной прокуратуры пришли к единогласному выводу о том, что никакого события преступления в действиях предпринимателей нет.
Ведь сначала Совет народных депутатов включил данный объект в муниципальную казну. А еще по прошествии 10 лет чиновники администрации приняли решение продать его.
Есть ироничные догадки, что возникновение некого "умысла" на "незаконное отчуждение" Дома художника прокуратура решила усмотреть прямо в 1993 году, когда здание только-только перевели в собственность муниципалитета.
Но казус в том, что "Сарграда" в тот момент не существовало, а основателю компании Сергею Курихину был тогда 21 год.
Другой идеей фикс номенклатуры стало желание отобрать Дом художника.
И это было сделано.
Тараном формально выступило территориальное управление Росимущества (возглавляет Екатерина Мережникова), в чьей автономности и суверенности могли усомниться многие саратовские предприниматели, потерявшие активы в результате экспроприации.
И они задаются вопросом: почему государственный орган в Саратовской области становится инструментом прессинга местной бюрократии и прокуроров?
"Взгляд" рассказывал об этом и аналогичных разбирательствах, в том числе, отмечал незавидное положение Мережниковой (на фото – выходит из иномарки с прокурорской серией РРР 164), которая из-за личных обстоятельств оказалась податливой на "рекомендации" и "ликбезы" надзорников и чиновников.
Подчиненные Мережниковой начали оспаривать законность передачи здания в муниципальную собственность Саратова и его последующую продажу предпринимателям на аукционе.
То есть чиновники с прокурорами в прямом смысле решили "исправить" решения и события 30-летней (!) давности.
Прокуратуру, сам смысл существования которой сводится к отстаиванию закона, не смутило, что иск ТУ Росимущества оспаривает правоотношения, сложившиеся три десятка лет назад, которые сами же прокуроры много раз проверяли. Не смутило прокуроров и то, что вопросы возвращения инвесторам денег и переданных муниципалитету объектов недвижимости в деле вообще не ставятся. А в дальнейшем судьи (об этом ниже по тексту) – удивительным образом – пренебрегли сроками давности.
То есть в ситуации с Домом художника виноватыми были назначены предприниматели, которые купили имущество муниципалитета на торгах, законность которых была подтверждена решением суда, а также неоднократно проверялась органами прокуратуры.
Многочисленные заявления президента РФ Владимира Путина и других представителей руководства страны о неприкосновенности частной собственности о недопустимости волюнтаристских инициатив по пересмотру итогов приватизации и важности доверия предпринимателей к судебной системе авторами атак на бизнес во внимание не принимались.
В истории аргументов не нашлось
ТУ Росимущества через суд решило "истребовать из чужого незаконного владения" здание Дома художника и двух земельных участков, на которых он располагается.
Основным доводом территориального органа стало утверждение о том, что в силу наличия у здания статуса объекта культурного наследия оно могло находиться исключительно в федеральной собственности. А значит, городские власти не могли включить его в реестр муниципального имущества в 1993 году и продать в 2008-м.
Процесс проходил под председательством судьи Кировского райсуда Анны Волковой.
В феврале 1989 года, когда дом признали объектом культурного наследия, законодательного разграничения на памятники архитектуры муниципального, регионального или федерального значения в стране не существовало.
Разбираясь в хитросплетениях ситуации с Домом художника, ИА "Взгляд-инфо" пыталось найти хоть какие-то документы, которые бы наделяли здание статусом объекта культурного наследия общероссийского (или федерального) значения.
Однако оказалось, что их просто нет.
Истец и прокуратура не смогли представить их суду. Перечни таких объектов устанавливались всегда либо указами президента РФ, либо постановлениями Правительства России, либо были предусмотрены ранее действовавшими нормативными актами РСФСР и СССР. Здание №125 по улице Московская в городе Саратове в них никогда не упоминалось.
Несмотря на все это, по результатам рассмотрения материалов дела суд удовлетворил исковые претензии ТУ Росимущества – аварийный Дом художника весной 2022 года снова стал государственным имуществом.
И теперь судьи, вынесшие решения (а в апелляции – Саратовском облсуде – это коллегия в составе Роксаны Шайгузовой, Веры Кудаковой и Светланы Андреевой), могут каждый день "наслаждаться" плодами своего труда, проходя мимо руин Дома художника.
Если говорить о судьях Первой кассации (коллегия судей в составе Татьяны Веркошанской, Ксении Деминой и Анны Камышановой), также поддержавших позицию подчиненных Мережниковой и Филипенко, то стоит упомянуть фоторепортаж с пятилетнего юбилея, который инстанция отмечала на прошлой неделе.
Фоном коллективных снимков, на которых, наряду с руководителями арбитражных судов и судов общей юрисдикции, позирует прокурор области, могли бы как раз и стать кадры руин Дома художника. Такой вот получился бы красноречивый постер.
Что касается уголовного дела о том, что "Сарград" якобы незаконно смог завладеть Домом художника, то оно просто развалилось. Потому что для его возбуждения нет и не было правовых оснований.
В постановлении о прекращении уголовного дела говорится, что оно прекращено окончательно за отсутствием события преступления. Все сделки о приобретении компанией "Сарград" Дома художника и участка под ним были совершены в строгом соответствии с действующим законодательством, добросовестно, прозрачно и открыто.
Кстати, применительно к мэрии уголовное дело прекратили за истечением срока давности. Виновных служащих, которые якобы были причастны к "уводу" Дома художника из муниципальной собственности, установить и отыскать не удалось.
На исходную, к руинам
Таким образом, спустя 17 (!) лет после начала приватизации Дома художника все вернулось к "стартовым позициям": аварийное здание принадлежит бюджету, оно находится в ужасающем состоянии, продолжает ветшать и разрушаться. Денег на его ремонт в казне нет и не предвидится.
В этом, кстати, призналось и само ТУ Росимущества: ведомство Мережниковой, подавая иск, и не планировало спасать Дом художника.
Конечно, проще всего в этой ситуации свести все к выводу о том, что руины и безответственность тех, кто их создал, – это обычное состояние Саратова и довольно типичное положение дел для российской провинции.
Но такое обобщение уведет нас от ряда других неприятных выводов и вопросов о персональной ответственности. А их обязательно надо задавать именно в связи с "позитивными" новостями о том, что чиновники теперь так страшно заинтересованы в хорошем будущем Дома художника, что расщедрились до идеи отдать его в аренду за пресловутый "1 рубль".
Начнем с того, что в ходе продолжительной кампании против "Сарграда" и его проектов городу активно давали понять всеми способами, что Дом художника невероятно важно иметь именно в собственности и под управлением местной власти. Мол, только так и уникальный облик здания, и его сохранность будут обеспечены.
Но после того, как здание сначала запрещали реставрировать, а затем просто отобрали у инвесторов, те самые люди во власти, кто так яростно за него бился, даже не стали его как следует охранять.
В соцсетях, блогах, пабликах горожане то и дело показывали фотографии распахнутых ворот Дома художника. Любой вандал с любым количеством баллонов краски или с горючими веществами мог проникнуть на его территорию. Здание не защищено, на окнах по-прежнему нет решеток.
Почему за два с лишним года, которые Дом художника снова в распоряжении чиновников вроде упомянутой Мережниковой, его внешний облик и состояние никак не улучшились?
Ответ очевиден: эта несчастная постройка саратовской номенклатуре, по сути, не интересна. Она была "интересна" только потому, что ее нужно было отнять у добросовестного бизнеса – а конкретно нанести материальный ущерб Сергею Курихину.
В регионе, где значимые социально-экономические процессы (в том числе в вопросах конституционных прав собственности и независимости судов) детерминированы личными антипатиями и блажью, единственной конвертируемой валютой являются капризы номенклатуры. От них же зависит многое – от инвестиционного климата до манипулирования общественными настроениями.
Ведь часть из тех, кто наблюдал за остросюжетной сагой по изъятию здания у якобы "плохих" инвесторов, наивно полагали, что такое ожесточенное рвение означает, что на объект уже (за два-то года!) есть какие-то конкретные претенденты и планы.
Но никаких громких заявлений не прозвучало. А вот полную ясность в ситуацию вносит именно свежая новость о том, что номенклатура готова сдать Дом художника за пресловутый "1 рубль".
Это абсолютно недвусмысленный сигнал о том, что тем, кто его с таким рвением экспроприировал, он не нужен.
Тем самым, экспроприаторы четко расписались еще в двух важных моментах.
Во-первых, в том, что вся яростная борьба в случае с Домом художника велась не за здание, а против тех, кто его совершенно законно и дорого 16 лет назад у мэрии же и купил.
Во-вторых, городу дают понять, что прокуратуре, чиновникам управления Росимущества, мэрии Саратова, депутатам и всем остальным "сочувствующим" в этой борьбе, грубо говоря, плевать на то, что в этом здании будет дальше. Его готовы отдать кому угодно и под любые цели.
Лишь бы взяли!
Более убедительного примера циничного и нескрываемого лицемерия в новейшей истории Саратова, пожалуй, сложно найти.
Обнуляя все
Ну, и наконец, остается последний вопрос: что произойдет с несчастным Домом художника, когда счастливчик (предприниматель или компания) из толпы якобы жаждущих инвесторов заплатит 1 рубль и начнет заниматься зданием?
Ответ простой: вопрос сформулирован неверно. Потому что в обозримой перспективе Дом художника сдать никому не удастся.
Это убедительно доказывает другой местный пример культурного наследия – печально известный "Дом с кариатидами" инженера Яхимовича. Казалось бы, тоже центр города, привлекательная локация, известный объект ОКН, "большой потенциал".
Но чиновники 8 (!) раз пытались продать это многострадальное здание – на торги вообще никто не хотел заявляться. Летом 2024 года появились новости, что здание наконец-то нашло покупателя, которым стала иногородняя структура. Однако в середине сентября ИА "Версия-Саратов" сообщили в региональном правительстве, что инвестор не стал оплачивать покупку исторического здания.
Теперь "Дом с кариатидами" снова будут пытаться продать.
С Домом художника с большой вероятностью будет то же самое. Местные предприниматели очень внимательно наблюдают за тем, что происходит с их коллегами по экономическому пространству. Никто из них "в здравом уме и твердой памяти" не станет инвестировать в здание, с которым чиновники уже разыграли столь безобразный скандальный сюжет.
Если же найдутся иногородние бизнесмены, которые уверуют в то, что горячее желание сдать дом за 1 рубль является гарантией их прав, то они довольно быстро упрутся в экономическую логику ситуации.
Дом художника – объект культурного наследия (ОКН). Прокуроры и чиновники Росимущества так яростно пытались доказать этот и без того очевидный факт, что по ходу дела заплатили за него репутацией городской власти Саратова прежних десятилетий. Ее ведь тоже "обнулили" судами, просто это еще мало кто понял.
Статус ОКН у Дома художника делает его ремонт значительно дороже, чем у иного подобного старого здания. Реконструкции и любые работы в ОКН должны производить только специальные лицензированные организации и структуры. Это долго и очень дорого.
Цена будущего ремонта в сочетании с ужасным состоянием здания и его сравнительно небольшой площадью неизбежно приведет любого потенциального инвестора к пониманию того, что этот "комплект" сам по себе не окупится много десятилетий. В такой ситуации инвестор для возврата затрат будет пытаться увеличить здание путем пристройки (или надстройки). Проще говоря, упрется примерно в те же барьеры, которые полтора десятилетия пытался преодолеть "Сарград" и проекты которого были волюнтаристски отвергнуты бюрократией.
Что будет дальше? После появления таких модернизационных проектов номенклатура (подчеркнем: в случае, если новый инвестор будет независимым; есть вариант же и с казенной олигархией, которой закон нипочем) привычно "встанет в позу" возмущения и саботажа.
Круг снова замкнется.
Чтобы Дом художника возродился из разрухи, нужно очень благоприятное совпадение многих факторов. И даже в этом сценарии по уже обнародованным условиям арендатор должен будет "провести работы по сохранению объекта в течение семи лет", "в том числе за 2 года подготовить и согласовать проектную документацию".
То есть при самом благоприятном исходе – и если арендатор "за рубль" найдется уже в самое ближайшее время – лишь в 2030-2031 годах (!) Дом художника, наконец, начнет приносить пользу городу и налоги в бюджеты. Хотя без атаки на "Сарград" это могло бы происходить уже сейчас, в том числе последнее десятилетие.
Без будущего
Впрочем, описанный выше сценарий логично считать избыточно оптимистичным в свете всего происходящего в регионе.
Когда (если это вообще случится) по условиям сделки инвестор-идеалист все-таки рискнет потратить серьезные усилия и большие деньги, абсолютно ничего не помешает обнулить любые договоры и просто забрать Дом художника снова. Но уже отремонтированный.
Почему это вероятный сценарий? Да потому что это уже было сделано на наших глазах.
Это неоднократно происходило в последние несколько лет и с другими объектами в Саратове. Следовательно, нет никаких причин, чтобы это не повторилось опять. И опять. И опять…
Кейс Дома художника – это мина замедленного действия под всей экономикой. Ведь приватизация объектов культурного наследия в регионе в 1990-х и позже, в том числе через аукционы муниципалитетов и госструктур, была массовой.
Какое количество владельцев таких зданий и сооружений, глядя на историю Дома художника, теперь всерьез обеспокоены тем, что "закошмарить" могут и их? Вопрос важный и не праздный. Если кто-то всерьез считает, что это не отражается на деловом климате региона и его экономическом положении, то он, по меньшей мере, не умен.