Унылая премьера
За полгода работы глава правительства Роман Бусаргин стал альтер эго Валерия Радаева
Полгода назад, 15 октября 2020-го, губернатор Валерий Радаев назначил Романа Бусаргина исполняющим обязанности председателя регионального правительства, отправив его предшественника Александра Стрелюхина развивать Саратовскую агломерацию. У руководителей области возникла идея дать дорогу молодому, но уже опытному управленцу, который, как выразился Радаев, "прошел отличную муниципальную школу в Энгельсе, Саратове, Саратовском районе". К тому же, в качестве зампреда облправительства он "с высоким качеством" курировал инфраструктурные и инвестиционные проекты и научился хорошо работать с федеральным центром. Впрочем, большие надежды на Бусаргина возлагал не только его непосредственный начальник. Элита ждала от премьера оперативности, грамотных решений и конкретных дел. Хотелось верить, что он не позволит бюрократической пучине поглотить себя и не превратится со временем в типичного функционера. Конечно, столь кардинально Бусаргин не изменился – слишком мало времени прошло. Тем не менее, молодой и энергичный премьер все больше становится похож на прочих обитателей Московской, 72. И в первую очередь – на Валерия Радаева.
"Доверие человека к власти"
Чтобы почувствовать разницу между ожиданиями и реальностью, стоит обратиться к так называемым программным заявлениям Романа Бусаргина.
В первую очередь они были адресованы региональным парламентариям, ведь формально именно им предстояло окончательно решить судьбу претендента на высокую должность. Наверное, поэтому только народным избранникам выпала честь ознакомиться с полным послужным списком кандидата, который несколько отличается от биографии чиновника на правительственном сайте.
В общедоступной версии не упоминается о том, что с ноября 2001 по октябрь 2003 года он работал менеджером в ООО "Гемера", а с ноября 2003 по август 2005-го занимал должность замдиректора ООО "РБУ-Жилстрой".
В ответе на запрос ИА "Взгляд-инфо" Бусаргин сообщил, что на официальном ресурсе "отражены факты трудовой деятельности, связанные с работой в органах власти на различных должностях", тогда как депутатам была предоставлена информация, "составленная на основании личного дела и трудовой книжки".
Такое впечатление, что он стесняется своего "дочиновничьего" прошлого. И, видимо, неспроста. По нашим данным, в "РБУ-Жилстрой", где на тот момент работал тесть Бусаргина, будущий премьер, что называется, "нарабатывал стаж", не принимая активного участия в деятельности организации.
И это не единственный интересный эпизод в трудовой биографии Романа Викторовича, богатой коммунальными ноу-хау. Об этих практиках, особенно в сфере управления жилищным фондом в Энгельсе и Саратове, "Взгляд" планирует подробно проинформировать читателей несколько позже.
А пока не будем зацикливаться на делах минувших дней и вернемся к самопрезентации Бусаргина.
"Все неудачи, которые будут у правительства, я буду принимать на свой счет", – этот тезис выдвинул Бусаргин на заседании профильного думского комитета.
Уже на следующий день, выступая перед более широкой депутатской аудиторией, он отметил, что развитие любой территории невозможно "без человека, без здоровой экономики и без доверия человека к власти".
По его убеждению, "везде люди должны жить одинаково хорошо", а для этого необходимы "качественная и доступная медицина, развитая система образования, комфортные условия проживания, безопасные дороги и выбор рабочих мест".
Представил Бусаргин и план действий по воплощению этой мечты, включив в него обеспечение бесперебойного водоснабжения, развитие вузовского образования и конкуренции, привлечение инвестиций, налаживание прямого контакта с жителями губернии и восстановление доверия бизнеса к власти, в том числе посредством еженедельных встреч с предпринимателями.
"Никогда не узнаешь о той или иной проблеме, сидя в кабинете. Если кому-то эта прописная истина непонятна – с такими чиновниками будем расставаться", – предупредил потенциальных подчиненных Бусаргин.
Коловращение министров
Немедленно приступить к созданию идеального мира в отдельной взятой Саратовской области у нового премьера не получилось. Ему пришлось сосредоточиться на будничных проблемах – остром дефиците лекарств, простаивающих аппаратах КТ и резком повышении стоимости компьютерной томографии легких в частных клиниках.
Роману Бусаргину после публичных поручений Вячеслава Володина удалось частично снять напряжение на антикоронавирусном фронте – цены на КТ-исследования пошли вниз, а пылившееся на складах оборудование перекочевало в медучреждения. Что же касается дефицита антибиотиков и противовирусных препаратов, то после вынужденной отставки руководителя регионального управления Росздравнадзора Дмтрия Цымбала эта тема практически сошла на нет.
Тем временем представители бизнес-сообщества неустанно призывали региональную власть к диалогу. Особую настойчивость проявляли саратовские рестораторы, которых долгие ограничительные меры поставили на грань разорения. Видимо, не дождавшись обещанных еженедельных встреч с председателем правительства, специально для Радаева и Бусаргина они записали видеообращение, в котором просили продлить время работы заведений общепита с 21.00 до 23.00. Предприниматели ссылались на предписания федерального Роспотребнадзора и опыт других регионов, в том числе Москвы, где ресторанам, барам и кафе разрешили работать ночью.
Подобных обращений от саратовских коммерсантов из наиболее пострадавших отраслей за полугодовое премьерство Бусаргина было немало. И почти каждый раз глава кабмина поначалу не видел оснований для смягчения ограничений, но в конце концов – как правило, после настоятельных рекомендаций Вячеслава Володина – шел навстречу бизнесменам.
В большинстве случаев региональная власть перестраховывалась – действовала по принципам "как бы чего не вышло" и "шаг вперед – два шага назад", отдавая предпочтение жестким запретам. Из-за них вместо новогодних праздников мы получили череду унылых нерабочих дней – без посещений театров и музеев (они открылись только 14 января). А между тем в ряде соседних регионов, например, в Нижегородской области, в новогодние каникулы учреждения культуры вовсю принимали посетителей.
Впрочем, премьерские будни Бусаргина включали в себя не одну только борьбу с COVID-19. В перерывах между заседаниями оперштаба и подписанием антикоронавирусных постановлений он вместе с другими членами специально созданной комиссии работал над оптимизацией структуры и численности органов исполнительной власти региона.
В результате под сокращение попали должности первого зампреда (занимал Вадим Ойкин) и зампреда – министра труда и социальной защиты (Сергей Наумов). Им обоим пришлось довольствоваться министерскими портфелями, как, впрочем, и Ирине Седовой, оставившей должность зампреда по социальной сфере и возглавившей региональный минобраз.
Оставленный Седовой пост вскоре занял экс-директор Энгельсского технологического института (филиал СГТУ) Роман Грибов, по мнению Бусаргина, обладающий "всеми качествами, которые нужны для работы по данной сфере". А еще через некоторое время министр сельского хозяйства Роман Ковальский и министр промышленности и энергетики Андрей Архипов обрели статус зампредов.
В феврале этого года ранее пониженных в должности Наумова и Седову в компании с главой минкульта Татьяной Гараниной и вовсе отправили в отставку.
Последняя достаточно быстро получила должность директора Саратовского цирка. Ее товарищам по оптимизации тоже нашлось применение: Наумов стал советником губернатора, а Седова – помощником главы региона. Им даже выделили роскошный кабинет бывшего зампреда Василия Разделкина – наверное, чтобы они с максимальным комфортом генерировали полезные советы и идеи для Валерия Радаева.
Но, думаю, вряд ли Валерий Васильевич обидится, если столь опытные люди в качестве общественной нагрузки время от времени будут консультировать Романа Бусаргина. Должен же ему хоть кто-то объяснить, что негоже так долго держать обезглавленными министерства образования и культуры.
Не мешало бы также напомнить Бусаргину, в чем заключается суть оптимизации, и что этот процесс не предусматривает увеличения штатной численности секретариата премьера с девяти единиц до двадцати девяти (!).
И все же не стоит строго судить Романа Бусаргина за раздувание штата – при масштабности поставленных задач и обилии нерешенных проблем он, вероятно, не мог поступить иначе.
Узбекская оптовка
Справедливости ради надо отметить, что как минимум одно свое обещание Бусаргин выполнил – буквально в день назначения и.о. председателя правительства завел аккаунты в социальных сетях.
К сожалению, реализации грандиозного плана по превращению губернии в оазис благополучия постоянно мешала объективная реальность. Вместо того, чтобы заниматься глобальными задачами, Роману Викторовичу приходилось искать инвесторов для саратовской кондитерской фабрики, создавать рабочую группу по контролю за ценами на социально значимые товары и участвовать в ее заседаниях, следить за ходом аварийных работ на сетях концессионеров ПАО "Т Плюс" и ООО "КВС", договариваться в Ташкенте с партнерами из Узбекистана о создании под Саратовом оптово-розничного рынка и т.д.
Однако на смену решенным проблемам приходили новые – еще более острые. Но не каждая из них удостаивалась публичной реакции премьера. Он так и не озвучил свою позицию касательно тотального кризиса на крупных промышленных предприятиях – возможно, счел эту тему токсичной.
Удивляет и та медлительность, с которой подчиненный Бусаргина – министр строительства и ЖКХ области Павел Мигачев – разбирался (скорее, имитировал усилия) со взысканием с граждан судебных расходов Фондом капремонта.
Нельзя не упомянуть и весьма показательную историю с начислением платы за тепло в Саратове. Многочисленные жалобы граждан на суммы в платежках не возымели действия. И только после окрика федерального политика Бусаргин провел рабочую встречу с ресурсниками, чтобы, наконец, обсудить ситуацию.
Но, несмотря на периодически возникающие очаги напряженности, не надо думать, что у нас все плохо. Во всяком случае, Роман Викторович умеет находить поводы для гордости и оптимизма. Одним из важнейших достижений коронакризисного 2020 года он считает рост средней заработной платы в регионе до 32 498 рублей. Вряд ли надо объяснять, что такое средняя зарплата, и насколько она отличается от жалования основной массы трудящихся. Но дело даже не в этом – с учетом нашей продовольственной инфляции покупательская способность среднестатистических 32 тысяч рублей, мягко говоря, невелика.
Подобное жонглирование цифрами – традиционная забава региональных чиновников, и очень жаль, что она оказалась не чужда Роману Бусаргину, равно как и другие не самые лучшие повадки местной бюрократии. Приходится констатировать, что он так и не явил нового стиля управления областью – все то же реактивное поведение, битье по хвостам и решение проблем в пожарном порядке. Да и сам он уже мало походит на технократа, способного действовать на опережение, принимать рациональные решения и не бояться брать на себя ответственность.
Валерий Радаев может спать спокойно – похоже, у него подрастает двойник, и в случае неожиданной отставки не придется переживать за то, "в чьи руки попадет воздвигнутое нами здание".