Доигрались
Как казенная олигархия довела строительную отрасль до катастрофы
Пока аналитики удивляются стойкости, адаптивности и динамике российской экономики, Саратовская область все больше отдаляется от ключевых трендов развития страны. Строительная отрасль нашего региона десятки лет была одним из главных локомотивов местной экономики. Но в последние годы она все глубже проваливается в деградацию и переживает системный кризис – жилищное строительство обвалилось до опасных пределов, и причин для улучшения не видно. Конечно, есть соблазн списать все это на некие "внешние" обстоятельства. Но все это происходит на фоне впечатляющих цифр ввода нового жилья по стране, активного потребительского спроса, рекордной выдачи ипотеки и других позитивных факторов. То есть, общий фон не только не препятствует развитию отрасли в регионе, но даже наоборот. А это означает, что у саратовского строительного кризиса есть субъективные причины и даже бенефициары.
Хотели как лучше…
Как это часто бывает в нашем регионе, благие намерения и решения власти, призванные улучшить, упростить и ускорить, оказались дорогой не в ту сторону.
С 1 января 2023 года значительную часть градостроительных полномочий крупнейших муниципалитетов (Саратов, Энгельс, Балаково) передали региональному правительству. Это произошло по инициативе губернатора Романа Бусаргина и с санкции областной думы.
В бизнес-среде звучали разные оценки этого решения. Одни полагали, что централизация полномочий приведет к увеличению коррупции и избыточной бюрократизации разрешительных процедур. Другие надеялись, что "единое окно", которое появится в правительстве, упростит процедуры и ускорит согласования для предпринимателей, что позволит стройкомплексу развиваться как минимум не хуже, чем в предыдущие годы, а какие-то процессы проводить проще, качественнее и быстрее.
Больше всего вопросов было по теме распределения земельных участков под строительство многоквартирных домов.
Как отмечают источники "Взгляда", пока землей распоряжались администрации муниципалитетов, "было много разных мутных схем с изменением вида разрешенного использования земли", а про организацию аукционов в Саратове речь не шла вовсе.
Многие всерьез полагали, что передача градостроительных полномочий муниципалитетов правительству сделает ситуацию цивилизованной. А единый орган управления с правом распоряжаться землей сможет организовать систему так, как она десятилетиями устроена в других регионах.
Были надежды, что правительство Романа Бусаргина начнет проводить аукционы для комплексного развития территорий (особенно там, где предполагается создание рабочих мест) и в отношении тех земельных участков, которые на сегодняшний день есть в распоряжении региона.
…А получилось как всегда
Но позитивного не произошло, подчеркивают эксперты "Взгляда". Напротив, используются странные схемы с привлечением ООО "Госжилстрой" (структура правительства области) – такие как история с застройкой территории старого аэропорта, микрорайона "Зеленая горка" и др.
Негативные процессы управления предсказуемо привели к деградации отрасли в целом.
Так, по данным Саратовстата, за восемь месяцев этого года в губернии введено в эксплуатацию 3 625 объектов жилфонда, из которых 3 608 из них – это ИЖС, а общая площадь завершенного строительства составила 512,2 тыс. кв. метров, что на 11,6% меньше, чем год назад.
Из указанного объема 83,7% составляют частные дома, построенные населением. И только 16,3% (83,5 тыс. кв. м) – это жилье, построенное организациями-застройщиками. В квартирном выражении это всего 5 180 штук. В январе-августе прошлого года эти показатели составляли соответственно 73,7% и 26,3%.
Поэтому среди регионов ПФО Саратовская область занимает только 10-е место из 14-ти по объему строительства нового жилья, а по его вводу и вовсе 12-е.
То есть, крупный регион с областным центром (официально второй по площади мегаполис страны) почти под миллион жителей серьезно отстает. С учетом потребностей области и ее богатого экономического потенциала это близко не то место, которое она должна занимать в подобных рейтингах.
"Политизация" и депрофессионализация
Почему централизация градостроительных полномочий не привела к позитивным переменам, на которые надеялись участники рынка? В кулуарах Московской, 72 на сей счет есть мнение, что "единое окно" изначально создавалось в целях "внешнего неправительственного управления" отраслью.
Как предполагают источники, эти региональные акторы, не подчиняющиеся, а иногда и довлеющие над Бусаргиным, зачастую ориентируются в регулировании строительной сферы на интересы клиентелы и личные антипатии. Это в Саратове и называется "политикой".
"Не нравится им персонально той или иной строитель – значит, разрешений (на строительство – ред.) не ждите, а будет высказываться – и ранее выданные инвестиционные площадки отберут. Остальное – как правило, просто риторика, ведь "свои" же у них разрешения получают исправно", – считает один из собеседников "Взгляда".
По оценкам редакции, сейчас в строительной отрасли создана модель казенной олигархии – основные капиталоемкие и высокомаржинальные проекты реализуются только за счет федерального и областного бюджета. И допускают к ним как раз ту самую клиентелу номенклатуры – две-три организации, которые с "завидным" постоянством эти проекты срывают. Разумеется, такая система координат предполагает наличие исполнителей, от которых требуется беспрекословное подчинение, а не компетенции и профессионализм.
По мнению "Взгляда", яркий пример в этом смысле – заместитель министра строительства и ЖКХ Наталия Согомонова. И есть мнение, что под нее "единое окно" и создавалось, а губернатор лишь публично легитимизировал процедуру.
В ведомстве Согомонова как раз и отвечает за выдачу разрешений на строительство. Казалось бы, такую должность логично поручить специалисту с компетенциями. Но Согомонова – свидетельство "свежих подходов", при взгляде на которые хочется иронично вспомнить фразу времен СССР "У нас героем становится любой".
До прихода в органы муниципальной и исполнительной власти дипломированный юрист Согомонова набиралась опыта в отделе дознания полиции Фрунзенского района Саратова.
Отсутствие профильного образования и какого-либо релевантного опыта совершенно не помешало ей стать вице-мэром Саратова по градостроительству и архитектуре. Ну, а с этого поста, уже вроде как имея опыт в такой сфере, Согомонова перешла в областное правительство, в минстрой.
Чем-то напоминает легендарного директора МУПП "Саратовгорэлектротранс" Владимира Прохорова, не правда ли? Этот деятель управлял стратегическим предприятием вообще без опыта и образования, а, смеем предположить просто потому, что дружит с ныне бывшим мэром Саратова, а сейчас главой Энгельсского района Михаилом Исаевым. Когда-то они вместе работали охранниками на входе в ресторан "Морской конек", а в наше время – успели побыть "отцами города".
Как только стало понятно, что в Саратове забуксовал грандиозный проект "скоростного" трамвая ("легкое метро" в терминологии Романа Бусаргина), Прохорову дали без последствий уволиться по собственному желанию. Ему индульгенцию выписали, а вот главный инженер "Саратовгорэлектротранса" попал под раздачу – именно его сейчас, похоже, хотят сделать без вины виноватым.
Не исключено, что так же поступят с Согомоновой или, скорее, с кем-то из ее подчиненных, когда уже всем станет понятно: "единое окно" привело строительную отрасль к катастрофе.
Под сукном и телефонным правом
Проблема состоит еще и в том, что "дефицит профильных сотрудников" в областной власти несчастливо совпал с упомянутой градостроительной реформой и получением новых полномочий. Это усложнило задачи и объемы даже для опытных специалистов, поскольку минстрою теперь приходится готовить разрешительную документацию не только для Саратова (с влившимся в него огромным Гагаринским районом), но и для Энгельса с Балаково.
При этом прозрачности в процессе получений разрешений на строительство не добавилось.
"Ни один орган местного самоуправления ранее не расписывался за получение пакетов документов на выдачу разрешений на строительство. Этот процесс всегда носил характер "телефонного права", то есть, кто как договорится. Происходит это потому, что все понимают: за семь дней, как это положено по закону, провести качественную проверку поданных документов очень сложно.
Когда этим занимался город, то строителей просили не афишировать, что документы сдаются на выдачу разрешений. К сожалению, эта практика продолжается и сейчас. Процесс сдачи любых бумаг, как и раньше, происходит "под сукном", – пояснил источник "Взгляда".
По его мнению, ситуация усугубляется и тем, что минстрой в лице Согомоновой взял на себя не свойственные ведомству функции.
"Есть четкая норма Градостроительного кодекса, определяющая, что должно входить в пакет документов. И все выполняют это. Но когда минстрой вместо экспертов начинает придираться к проектным решениям, техническим условиям, тогда, конечно, не хватит никаких сотрудников и не хватит никакого времени.
Градостроительный кодекс не наделил структуру, выдающую разрешения, такими функциями. Есть эксперты, есть ГИПы, есть СРО, которые за это несут ответственность. Человек, связанный со строительством, подтвердит, что проверяют и проектную документацию, и другие аспекты. А на это требуется время", – подчеркивает собеседник редакции.
"Объясняется техническим сбоем"
Одним из аспектов непрозрачной ситуации с выдачей разрешений выглядит и многомесячное отсутствие данных, которые должно обнародовать областное правительство.
Так, до декабря прошлого года минстрой ежемесячно публиковал информацию о том, где и кому согласовали новое строительство.
Любой желающий в открытом доступе мог получить данные о наименовании объекта, кадастровом номере земельного участка, застройщике, дате и номере выданного разрешения на строительство.
В 2024 году новую информацию по этой теме чиновники публиковать перестали. Вероятно, всех это устраивает (судя по отсутствию любой активности кого бы то ни было).
Но ИА "Взгляд-инфо" в такой ситуации и с учетом того, что уже было описано выше, решило направить официальный запрос на имя губернатора Романа Бусаргина.
В нем, в частности, редакция попросила главу региона ответить на следующие вопросы.
Почему на официальном сайте правительства Саратовской области в разделе "Реестр выданных разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию жилых зданий" с начала 2024 года перестала публиковаться информация о выдаче соответствующих документов?
Сколько с начала текущего года в Саратовской области выдано разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию жилых зданий? Какие именно, кому и где (с разбивкой по датам, указанием юрлиц и кадастровых адресов)?
Известны ли Вам случаи неправомерных отказов в выдаче разрешений на строительство многоквартирных домов в Саратовской области в 2024 году? Были эти подобные заявления от юридических лиц? С чем связаны постоянные отзывы ранее выданных разрешений на строительство, практикуемые органами власти на территории региона?
Ответ на запрос за подписью и.о. зампреда правительства Сергея Соколова дает основания полагать, что почти треть года (!) у правительства Романа Бусаргина были большие проблемы с техникой, которая используется для поддержки сайтов и информационных систем областной власти. Потому что, как оказалось, причиной отсутствия общедоступных данных на сайте стал, по словам Соколова… "технический сбой".
"Отсутствие сведений о выданных разрешениях на строительство объектов капитального строительства и разрешениях на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства объясняется техническим сбоем на официальном сайте министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства области. В настоящее время службами технической поддержки работа сайта восстановлена, сведения о выданных разрешениях отображаются корректно", – указано в ответе и.о. зампреда правительства.
Это что ж получается – если бы не запрос ИА "Взгляд-инфо", то правительство Бусаргина было бы даже не в курсе, что у него происходит многомесячный "технический сбой"?
Или так удивительно совпало, что "сбой" прекратился именно в тот момент, когда редакция решила запросить данные (которые должны быть общедоступны) по разрешениям на строительство? Если так, то это совпадение из разряда совершенно уникальных. Клиентела любит тишину?
В любом случае, по сообщению Соколова, "реестры выданных разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства на официальном сайте правительства области не размещаются".
Так с прозрачностью отрасли придется в очередной раз повременить.
Декларации равенства больше не нужны
Впрочем, "технические сбои" и прочие удивительные приключения областных чиновников представляются не самой большой проблемой, если иметь в виду другие новые сложные обстоятельства, в которых вынуждены работать строители.
Одним из них стало новое требование увязывать выдачу разрешений на строительство с обеспеченностью микрорайонов школами и детскими садами.
Участники рынка, опрошенные редакцией, подчеркивают, что чиновники в этой теме продолжают опираться на расчетные показатели страны времен "развитого социализма" или действуют волюнтаристски: своим – все, остальным – нами же придуманный закон.
Вот только по факту Саратовская область медленно, но верно вымирает. Регион постоянно лидирует в негативных рейтингах РФ – по соотношению смертности и рождаемости, по оттоку населения, по отъездам и иным причинам потери населения.
В ходе предыдущего большого демографического провала страна в целом и область, в частности, уже проходила ситуацию, когда детские сады закрывались, так как для них не было детей. Сейчас мы находимся в момент, когда прошлый рост рождаемости уже сменился спадом. Как быть в ситуации, когда сегодня мест в детсадах и школах локально не хватает, а через несколько лет из-за резкого обвала деторождения они массово появятся? Попыток выработать стратегию на перспективу нет.
Как полагает источник в региональном правительстве, "все просто: требование к бизнесу обеспечивать стройку новых домов детсадами и школами становится инструментом для того, чтобы "отсеивать" неугодных строителей на этапе выдачи разрешений".
Кроме того, на примере Энгельса виден и другой аспект этой ситуации, когда ряд "инвесторов" получили право строить потому, что рядом с их земельным участком сама власть запланировала возвести объекты социальной инфраструктуры.
Получается, что одним строителям бюджет фактически помогает, а другим – нет? Назвать такой подход рыночным при всем желании не удастся.
"Очень часто так называемых "разрешителей" интересует не суть вопроса, а фамилии предпринимателей, которые подают заявки. Даже складывается впечатление, что у них там есть некий "черный список", бан-лист. И для тех, кто в нем присутствует, создаются всякие искусственные административные барьеры", – считает один из собеседников редакции.
Как бы там ни было, сложившаяся в отрасли ситуация и прогноз ее перспектив на будущее выглядят негативно.
Строительная сфера в Саратовской области очевидно стагнирует. Сокращение строительства жилья в рамках крупных проектов приводит к снижению загрузки всех смежных отраслей и поставщиков. Вместо того, чтобы быть одним из моторов саратовской экономики, строительная отрасль все больше превращается в мощный тормоз.
Причины этого, увы, известны и они не исчерпываются только тем, что было перечислено выше. Если говорить еще точнее, эти факторы – даже не причина бед сама по себе, а лишь набор следствий общего подхода в нашем регионе. Этот подход состоит в том, что самым прибыльным "бизнесом" становится не собственно экономическая деятельность, а сама по себе власть и близость к бюджету.
В таких условиях создание препятствий для работы всем застройщикам, кроме "избранных" или "близких", не выглядит как проблема, от которой стоит настойчиво избавляться. А, наоборот, является крайне желательной и необходимой формой стабильности для местной казенной олигархии, которая зарабатывает именно потому, что другим она этого делать прозрачно, спокойно и по законам намеренно не дает.
Цена таких подходов – катастрофа целого направления региональной экономики.