Прожектор перестройки Михаила Исаева
О причинах и мотивах бесконечных «реформ» в мэрии Саратова
Мэр Михаил Исаев прочно вошел в роль главного ньюсмейкера Саратова. Еще не успело забыться заявление градоначальника о якобы готовящихся в отношении него провокациях, как Михаил Александрович дал общественности новую пищу для обсуждения. Речь, разумеется, идет об анонсированной чиновником реформе системы управления городом. Прорывная идея главы муниципалитета заключается в том, чтобы его подчиненные начали работать максимально эффективно, а в противном случае их ожидают штрафные санкции. Собственно, это все, что на данный момент известно о содержательной части затеянной мэром "перестройки". Ее конечная цель тоже пока не ясна. Остается ориентироваться на обещание главы города, прозвучавшее в его интервью на госканале: "…В ближайшие годы Саратов будет не узнать". Пожалуй, это единственное, в чем сомневаться не приходится. За неполные четыре года мэрства Михаила Исаева в городе уже произошли значительные изменения, но, к сожалению, далеко не всегда позитивные. Причем зачастую появление дополнительных проблем становилось следствием перманентной реструктуризации системы управления и нескончаемой перетасовки кадров.
Беспокойное хозяйство
Став главой Саратова (сначала в качестве и.о., а затем – полноценного мэра), Михаил Исаев не сразу дал волю своему реформаторскому зуду. Только к середине декабря 2017 года у него созрела мысль об изменении структуры горадминистрации.
Первая "корректировка" предполагала, среди прочего, появление должности зама по взаимодействию с органами государственной власти и МСУ и создание управления по стратегическому планированию и инвестициям.
Не обошлось и без смены вывесок – тогда, например, комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству переименовали в комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству. Еще одно ноу-хау заключалось во введении сектора по охране окружающей среды в структуру управления по инженерной защите.
Следующий, 2018 год, горадминистрация прожила без организационных потрясений, чего не скажешь о 2019-м, который оказался чрезвычайно богат на подобные события.
В феврале Исаев инициировал очередную реструктуризацию мэрии. Она свелась к созданию должности заместителя главы администрации по строительству – посредством перераспределения полномочий Антона Корнеева, на тот момент заммэра по градостроительству и архитектуре.
Таким образом, Исаев обрел седьмого по счету заместителя, которым стал выходец из регионального министерства строительства и ЖКХ Павел Мигачев. Правда, на этом посту Мигачев проработал чуть больше двух месяцев, вернувшись в родное министерство в качестве его руководителя. Освободившуюся должность заняла Ирина Солошенко.
Но запущенную Исаевым цепную реакцию перемен было уже не остановить. В июне 2019 года начался новый этап "перестройки". На этот раз руководителя аппарата горадминистрации, который тогда занимала Елена Злобнова, лишили статуса замглавы. Взамен у мэра появился заместитель по стратегическому планированию – этот пост, кстати, достался Злобновой, так что ее персональный статус в результате реорганизации не изменился.
В сентябре 2019-го о своих реформаторских амбициях вдруг заявил Антон Корнеев. Пока глава муниципалитета находился в отпуске, он внес в городскую думу проект решения о реструктуризации мэрии. Причем инициированные Корнеевым изменения были отнюдь не косметическими – речь шла о передаче большинства полномочий комитета по градостроительству и архитектуре городскому КУИ, напрямую курируемому им самим.
Все это подавалось под соусом реализации принципа "одного окна". По сути же весь функционал градостроительства и землепользования переходил к КУИ, а в ведении главного архитектора Саратова Виталия Желанова оставались исключительно декоративные полномочия.
"Роль провайдера изменений, как отмечают источники нашего агентства в мэрии, отведена депутату Дмитрию Кудинову, а локомотивом и бенефициаром называют Антона Корнеева, чей управленческий опыт получен под началом Юрия Аксененко и Андрея Алешина", – писало тогда ИА "Взгляд-инфо" и прогнозировало, что данная реформа приведет к "дестабилизации градостроительной политики в областном центре, усилению административного произвола и раздуванию чиновничьего аппарата".
Надо сказать, что в депутатском корпусе гордумы не было единодушия относительно такого перераспределения полномочий. Но в конце концов инициаторам изменений удалось заручиться необходимой поддержкой народных избранников. Одним из ощутимых результатов реформы стало увеличение нагрузки на муниципальный бюджет – траты на содержание "многофункционального" КУИ выросли на 7 миллионов рублей. Хотя, представляя гордепам новую структуру мэрии, Корнеев уверял, что "изменения не повлекут увеличения числа служащих, принятие проекта не повлечет дополнительных расходов".
Пока функциональные и финансовые потоки стягивались в корнеевское "одно окно", Михаил Исаев вынашивал новую прорывную идею. Под конец 2019 года он решил поэкспериментировать с системой управления городским хозяйством на низовом уровне. А проще говоря, передал ряд дополнительных полномочий главам районных администраций Саратова. Им, в частности, отошли функции технического заказчика по капремонту. Также в ведении районных глав оказались содержание зеленых зон, внутриквартальных дорог и прочего муниципального имущества, снос самовольных построек и многое другое.
Больше замов, хороших и разных
В наступившем 2020 году всем нам пришлось столкнуться с новой реальностью. Правда, эти потрясения были не организационного, а вирусного свойства, и не имели прямого отношения к реформаторскому пылу Михаила Исаева. Впрочем, даже в коронавирусную эпоху страсть мэра к разного рода преобразованиям все-таки взяла свое. Конечно, их было не в пример меньше, но совсем отказаться от них глава муниципалитета не смог.
Так, например, в июне прошлого года в городском комитете по строительству и инженерной защите появилось структурное подразделение – управление по охране окружающей среды и зеленых насаждений, которое возглавила Екатерина Захарченко.
Исаев назвал это необходимым шагом для формирования новой стратегии по экологии. Следующим шагом на этом пути стало утверждение персонального состава "зеленой комиссии" Саратова. Что, однако, не спасло областной центр от массовой вырубки зеленых насаждений и варварской опиловки деревьев.
Непривычно долгое затишье вселило надежду, что в коронакризис у мэра Саратова нашлись дела важнее, чем совершенствование управленческого аппарата. Но, как выяснилось, это было затишье перед бурей.
К концу ноября стало известно, что Исаеву приставили первого заместителя, ответственного практически за все ключевые сферы деятельности муниципалитета. Единственным претендентом на этот пост оказался гендиректор АО "Облкоммунэнерго", депутат регионального парламента (был избран в сентябре 2020-го) Сергей Грачев. С учетом уже имеющихся заместителей он должен был стать первым по статусу и восьмым по счету.
Однако в данном случае простая арифметика не сработала – приход Грачева в мэрию ознаменовался очередной ее реструктуризацией и, как ни странно, уменьшением числа замов. Учрежденную в 2019-м должность замглавы администрации по строительству упразднили, а заместителя мэра по городскому хозяйству переименовали в первого зама. Таким образом, у Исаева осталось всего шесть замов: Сергей Грачев, Антон Корнеев, Елена Злобнова, Алексей Никитин, Александр Бурмак и Максим Леонов.
В таком составе мэрская команда просуществовала до января 2021 года. Первой ее покинула Елена Злобнова – в ходе объявленной мэром оптимизации упразднялась должность замглавы администрации по стратегическому планированию, равно как и одноименное управление. И опять-таки Елена Викторовна осталась в обойме – перешла на работу в соседнее здание, возглавив аппарат гордумы.
Совсем по иным основаниям в феврале этого года Первомайскую, 78 покинул Антон Корнеев. Его отставка, напомним, произошла на фоне публичной дискуссии об обманутых дольщиках и потерях для муниципального бюджета. Однако формальным основанием для увольнения стало пресловутое "соглашение сторон".
После ухода Корнеева должность замглавы администрации по градостроительству и архитектуре переподчинили Сергею Грачеву, а временной преемницей радетеля "одного окна" стала глава городского КУИ не имеющая профильного образования Светлана Чеконова.
Вскоре Михаил Исаев нашел на этот пост более подходящую, по его мнению, кандидатуру – экс-сотрудницу отдела полицейского дознания Наталью Согомонову.
Между тем, реформа Исаева-Корнеева продолжала приносить свои плоды – Виталий Желанов покинул пост главного архитектора Саратова, который занимал почти семь лет. На смену ему пришла Анастасия Пузанова – ближайшая соратница и протеже Корнеева. По данным наших источников в мэрии, после увольнения последнего "ручное управление" Пузановой осуществляет Дмитрий Кудинов.
Присоединение к областному центру ряда населенных пунктов Саратовского района тоже отразилось на структуре мэрии – был создан комитет по развитию территорий, а возглавил его Владимир Бьятенко.
А буквально через несколько дней появилась информация о переходе Сергея Грачева на новую работу – в качестве главы Балаковского района. Впоследствии на должность первого заммэра назначили экс-руководителя ГУПП "Саратовгражданпроект", бывшего председателя областного КУИ Дмитрия Алексеева.
Со стороны могло показаться, что в результате многочисленных рокировок и перетасовок административный аппарат, наконец-то, укомплектован и вполне соответствует представлениям Исаева о прекрасном. Но, выступая с ежегодным отчетом перед гордепами, он назвал недостатком устаревшую структуру администрации и заявил, что осенью в нее будут вноситься изменения.
Можем повторить
Осмелимся предположить, что структурная модернизация и реформа системы управления городом – это одно и то же. Возможно, в процессе раздумий о светлом будущем Саратова первоначальная идея – увеличить/уменьшить число замов, создать/ликвидировать должности, поменять муниципальных управленцев местами – трансформировалась в нечто более глобальное. Причем настолько, что для описания этого нечто будет создана специальная комиссия, которая, по выражению Исаева, "представит видение".
Но каким бы ни было представленное комиссией видение, не факт, что при его реализации мэр учтет мнения специалистов и экспертов.
В свое время саратовские ученые и архитекторы выступили против фактической ликвидации комитета по архитектуре и передачи его функций КУИ, заявляли о губительном характере подобных преобразований. Инициаторы реформы не прислушались тогда к голосам профессионалов, пошли напролом.
А что в итоге? Хваленое "одно окно" не оправдало надежд, новые порядки негативно сказались на инвестиционном климате и привели к коллапсу в сфере согласования строительной деятельности.
И вот теперь, когда время упущено, а администрацию покинули последние специалисты в этой отрасли, Михаил Исаев решил все вернуть на круги своя, снова наделив комитет по архитектуре отнятыми ранее полномочиями. Можно, конечно, расценить это как признание ошибки. Но не слишком ли высокую цену пришлось за нее заплатить, как, впрочем, и за другие заблуждения мэра-новатора?
После бесконечного перекраивания структуры администрации заявление Исаева о том, что она устарела, выглядит как минимум странно. Неужели таким образом он расписался в собственном бессилии? Ведь получается, что вся его прежняя "перестроечная" деятельность тоже была ошибочной, то есть не привела к созданию работоспособной системы управления городом.
За последние четверть века мэров (причем очень разных) у нас было предостаточно. Но ни один из них не позволял себе назначать на ключевые посты людей без достаточных компетенций, с непрофильным высшим образованием, а то и вовсе без оного. Подобные "специалисты" имеются сейчас и в администрации, и в МУПах.
Удивительно, но предшественники Исаева не видели необходимости в армии заместителей. Доведя их число до семи, наш градоначальник догнал мэра Москвы Сергея Собянина и оставил позади своих коллег из Волгограда, Омска, Кирова и Нижнего Новгорода – у главы последнего всего три зама, у руководителей остальных муниципалитетов по пять.
А, может, дело в том, что истинные намерения реформаторов несколько отличаются от декларируемых? На наш взгляд, практически каждая структурная революция совершается в узкокорпоративных интересах определенных групп влияния либо преследует сугубо меркантильные цели конкретных бенефициаров из числа приближенных Исаева. Под одних создаются должности, других наделяют почти неограниченными полномочиями, а для третьих мэрия становится этаким инкубатором для карьеры – временной передержкой.
К бенефициарам можно отнести и самого Михаила Александровича, стремящегося быть в центре внимания местных медиа. Озвучивая свои "новаторские" идеи, он пытается убить нескольких зайцев – сымитировать бурную деятельность и дать понять, что в мэрском кресле он всерьез и надолго.
Все эти бесконечные новации и декларации – суть убедить политическую элиту в том, что позиции Исаева крепки и надежны, а на его место под солнцем пока нет претендентов. Последствием такой незатейливой практики стали управленческий хаос и депрофессионализация бюрократического аппарата в муниципалитете. А главное – совершенно обесценился авторитет мэрии как института власти.